Русское искусство XIX–XX веков из собрания А. Н. Володчинского в Пушкинском музее
ARTinvestment.RU   16 июля 2015

В залах Отдела личных коллекций открылась выставка, в экспозицию которой вошли более ста произведений, в том числе работы Перова, Айвазовского, Левитана, Васнецова, братьев Маковских, Кустодиева, Добужинского и др.

ГМИИ им А.С. Пушкина продолжает знакомить широкую публику с частными собраниями российских коллекционеров. С 15 июля по 6 сентября в залах Отдела личных коллекций представлено собрание Александра Володчинского. Выставка в ГМИИ им. А. С. Пушкина — первый показ собрания коллекционера для широкой публики. В экспозицию вошли более ста произведений русской живописи XIX–XX веков таких мастеров, как Василий Перов, Иван Айвазовский, Исаак Левитан, Виктор Васнецов, Константин и Владимир Маковские, Александр Бенуа, Борис Кустодиев, Мстислав Добужинский и Натан Альтман.

Собрание Александра Володчинского будет интересно и широкому кругу любителей искусства, и специалистам в области живописи. В коллекции есть произведения бытового жанра второй половины XIX века, картины передвижников и «русских импрессионистов». Стоит отметить работы художников первого ряда, в том числе «Плач Ярославны» В. Перова, «Витязь на Распутье» В. Васнецова, «Мираж в степи» П. Кузнецова, «В окне» Б. Кустодиева, «Ночные купальщицы» Н. Крымова. Посетители выставки увидят произведения художников 1860-х годов: «Весна» Н. Альтмана, «Любители изящного» Л. Соломаткина, и «В присутствии (Выход начальника)» — едва ли не самая живая и острая картина В. Пукирева, автора знаменитого «Неравного брака».

В экспозицию вошли произведения братьев Маковских. Владимира Маковского отличает особая наблюдательность и интерес к повседневным сюжетам. Здесь и идиллические детские образы, и прелесть домашнего уюта, и поэзия природы, и тонкий юмор, и горькая ирония в изображении трагикомических сцен городского быта. Каждая из его картин — короткий, но образный и точный рассказ о человеческих судьбах и взаимоотношениях, написанный то с шутливой, то с лирической интонацией. Брат Владимира, Константин, был светским художником. Его нередко называли «русским Рубенсом». Император Александр II отзывался о Константине Маковском как о «своем художнике».

Интерес Александра Володчинского не ограничивается бытовым жанром, еще одним его увлечением стал русский пейзаж. Среди работ этого жанра — «Императорская купальня в Феодосии ночью» И. Айвазовского, «На острове Капри» А. Боголюбова, «Жатва» А. Киселёва. Наследие В. Поленова представлено не только типичными для него пейзажами и работами евангельского цикла, но и исполненной во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов замечательной по живописи интерьерной сценой «Внутренний вид комнаты князя Трубецкого в Брестовце в Болгарии». Сюрпризом для поклонников творчества пейзажиста Н. Дубовского станет картина «Порт-Артурское дело». На ней запечатлен судебный процесс по делу о сдаче Порт-Артура во время Русско-японской войны, причем в коллекции хранится также альбом с многочисленными зарисовками, сделанными Дубовским в зале суда.

Пейзажный жанр представлен работой В. Верещагина «Вид на Московский Кремль зимой». Нельзя не отметить картину И. Левитана «Парусник», это позднее произведение мастера — один из немногих его пейзажей, близких к символизму. Отдельного внимания заслуживает и большая картина «Качели», написанная А. Степановым, другом И. Левитана. Это последняя, итоговая работа художника. В 1923 году она была продемонстрирована публике на Всемирной выставке в Нью-Йорке и до недавнего времени принадлежала музею Института Карнеги.

Значительная часть собрания посвящена произведениям художников общества «Мир искусства». На выставке можно будет увидеть портреты Генриетты Гиршман, написанные Константином Сомовым. А один из самых любимых художников коллекционера, Александр Бенуа, представлен не только станковыми работами и эскизами театральных декораций, но и полным комплектом журнала «Мир искусства», на страницах которого сохранились его комментарии.

Интерес к искусству у Александра Володчинского пробудил его учитель музыки. А его брат — театральный режиссер и педагог Арсений Сагальчик — оказал влияние на формирование у Александра вкуса. Предпочтения А. Н. Володчинского со временем изменялись, он увлекался импрессионистами, работами художников группы «Бубновой валет», наступил этап коллекционирования работ передвижников, в итоге он остановил свой выбор на произведениях русской жанровой живописи. Сам коллекционер относится к своему увлечению как к интеллектуальной игре: «Были в собирательстве и победы и огорчения, но меня это не остановило, наоборот, только подогревало мой азарт. В какой-то момент я понял, что это огромная часть моей жизни». Сегодня Александр Володчинский продолжает пополнять свое собрание.

Отдельные произведения из частной коллекции А. Н. Володчинского уже выставлялись в других крупных российских музеях, таких как Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Дом-музей И. И. Левитана и других.

Источник: arts-museum.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20150716_gmii_volodchinskiy.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20150716_gmii_volodchinskiy.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх