Первая в России ретроспектива Александра Колдера откроется в Пушкинском музее
ARTinvestment.RU   21 мая 2015

7 июня в ГМИИ имени А. С. Пушкина откроется первая ретроспектива знаменитого американского скульптора Александра Колдера (1898–1976). В экспозиции — 56 произведений мастера, созданных с 1927 по 1976 год

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина представляет первую в России ретроспективную выставку американского скульптора Александра Колдера (1898–1976). Экспозиция знакомит с полувековой историей творческих поисков выдающегося автора, чье искусство оказало большое влияние на развитие художественной мысли XX века. Пионер кинетического искусства, Александр Колдер впервые сделал скульптуру подвижной и проницаемой.

С 9 июня по 30 августа в Главном здании ГМИИ им. А. С. Пушкина будут показаны 56 произведений мастера, созданных с 1927 по 1976 год. Куратор выставки — Александр С. Ровер, президент Фонда Колдера, внук художника. «Выставка Александра Колдера в ГМИИ им. А. С. Пушкина имеет особое значение. Ведь в 1931 году изобретением “мобиля” Колдер решил проблему, поставленную в начале XX века русскими конструктивистами: передать движение в его чистейшей форме», — отмечает Александр С. Ровер.

Экспозицию открывают ранние проволочные скульптуры, созданные Колдером в Париже, куда он впервые приехал в 1926 году. Используя проволоку для моделирования форм, мастер открывает принципиально новый пластический язык. Чтобы подчеркнуть отличие своих кинетических произведений от традиционных скульптур из мрамора, бронзы и глины, Колдер предпочитает назвать их «объектами». Созданные из проволоки фигуры животных, цирковых акробатов, портреты знаменитостей и друзей художника подобны «рисункам в пространстве». Среди знаменитых работ этого периода — представленные на выставке «Хелен Уиллс» (1927), масштабная композиция «Геракл со львом» (1928) и многофигурная «Арена цирка» (1929). В середине 1930-х годов, пройдя через увлечение живописью Пита Мондриана, Александр Колдер создает абстрактные скульптурные композиции «мобили», самостоятельно двигающиеся благодаря потокам воздуха. Одной из первых работ, выполненных в этом ключе, стал мобиль «Красный, белый, черный и медный» (1934).

После Второй Мировой войны, когда новой культурной столицей становится Нью-Йорк, выставки Александра Колдера с успехом проходят в США и других странах мира. Конструкции скульптур в этот период становятся более сложными, художник активно использует подвижные элементы со сквозными отверстиями. Этот период представлен на выставке работами: «Красный доминирует» (1947) со светоотражающими элементами, «Осина» (1948), «Голубое перо» (1948), а также легендарной работой «Черный мобиль с отверстием» (1954), впервые показанной в 1964/1965 годах в Музее Гуггенхайма на ретроспективе Колдера.

Последние двадцать лет жизни Колдер посвятил созданию монументальных «стабилей» — скульптур, формирующих сегодня облик многих площадей в разных мегаполисах мира. В процессе работы над этими произведениями Колдер создавал миниатюрный макет, который впоследствии под руководством автора переводился в нужный размер. Оригинальные макеты монументальных композиций Колдера представлены в отдельном зале, завершающем экспозицию. Среди них такие известные произведения, как «Иерусалим» (1975) и «Утренняя паутина» (1967).

Источник: artsmuseum.ru

Выставка в ГМИИ им. А. С. Пушкина — первая ретроспектива Александра Колдера в России. Но знакомство российского зрителя с творчеством этого художника состоялось еще в 1959 году на Американской национальной выставке, организованной Информационным агентством США в московском парке Сокольники. Творчество мастера тогда было представлено двумя произведениями: «Большим черным “московским” мобилем» (1957), получившим свое название именно по этому случаю, и крупномасштабным стабилем «Семиногое существо» (1957), находящимся теперь в коллекции Музея американского искусства Уитни в Нью-Йорке.

Выставка «Александр Колдер. Ретроспектива» организована ГМИИ им. А. С. Пушкина в тесном сотрудничестве с Фондом Колдера (Нью-Йорк). В экспозицию вошли 53 произведения из собрания Фонда, а также скульптуры из частных коллекций и единственная работа Александра Колдера из фондов ГМИИ им. А. С. Пушкина — гуашь, подаренная автором русскому пианисту Святославу Рихтеру в 1970 году.

По словам директора ГМИИ им. А. С. Пушкина Марины Лошак, «Движущиеся абстрактные композиции Александра Колдера в XXI веке продолжают волновать воображение людей точно так же, как и 80 лет назад, когда они впервые были представлены публике. Причудливые мобили Александра Колдера стали отражением его представлений о всеобъемлющих процессах движения во Вселенной, о круговерти самой жизни. Его тяготение к космическим и биоморфным формам наглядно проиллюстрировано не только в трехмерных объектах, но и в ряде графических и живописных работ, представленных на выставке в ГМИИ им. А. С. Пушкина».

Куратор: Александр С. Ровер, Президент Фонда Колдера. Кураторы-хранители: Александра Данилова, зам. зав. Отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, Наталья Кортунова, старший научный сотрудник Отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.

Источник: artsmuseum.ru



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх