Неизвестный рисунок Врубеля и другие «Дары музею»
ARTinvestment.RU   02 сентября 2014

4–8 сентября Государственный музей А. С. Пушкина представляет посетителям новые музейные поступления

Государственный музей А. С. Пушкина (ГМП) ко Дню Москвы традиционно представляет посетителям новые музейные поступления. Выставка, организованная фондовыми службами музея, включает более 30 ценных предметов и произведений искусства, полученных музеем в дар за последнее время.

По объему бескорыстно переданных музею ценностей можно говорить о феномене ГМП: более трети его собрания сегодня составляют именно дары, среди которых немало бесценных меморий, связанных с А. С. Пушкиным и его современниками, с поэтом-символистом и философом Андреем Белым («Мемориальная квартира Андрея Белого» на Арбате — один из филиалов ГМП). О наиболее значительных именных коллекциях, дарованных музею, в Дни Москвы посетителям расскажут на специальных экскурсиях в музейные фонды («Открытые хранения ГМП»). Экскурсии состоятся в субботу, 6 сентября, в 13:30 и 15:00.

Выставка «Дары музею» продлится всего лишь несколько дней, с 4 по 8 сентября. После этого экспонаты вернутся в соответствующие отделы музейного фонда, где ими продолжат заниматься научные сотрудники. После тщательного изучения, атрибуции и при необходимости реставрации предметы займут место в постоянных экспозициях или на тематических выставках Государственного музея А. С. Пушкина.

Экспозиция, которая развернется в Усадебном дворе музея, будет сравнительно небольшой, но она в полной мере позволит оценить, насколько интересными экспонатами пополнились коллекции музея.

В числе даров, экспонируемых на выставке — семь акварелей Г. Саттлера на тему наполеоновских войн (дар А. И. Боровикова); портрет князя П. А. Вяземского, в основе которого фотография, сделанная в Венеции в 1853 (!) г. (дар Л. В. Берлинской); три французских веера XVIII — XIX веков (дар М. Б. Истоминой); фарфоровая чернильница в виде женской туфельки 1820-х годов (дар А. В. Косушкина); столик для рукоделия второй половины XIX века (дар А. А. Бернштейна); пианино фирмы Frad середины XIX века (дар А. Руденцова); живописное полотно «Лукоморье» (1967) известного палехского художника А. И. Зайцева (дар А. М. Гостева); графика на пушкинскую тему О. К. Комова, известного скульптора, народного художника СССР (дар И. О. Комова); рукопись «Слово о Пушкине» (дар писателя Ф. Искандера)…

Безусловной «жемчужиной» среди них является неизвестный рисунок Михаила Врубеля — акварельный эскиз иллюстрации к поэме «Демон» М. Ю. Лермонтова. Рисунок будет представлен на выставке «Дары музею» с 5 до 7 сентября.

Его даритель — Сергей Олегович Прокофьев, известный российский философ, поэт, публицист, глава русских антропософов во Всемирном антропософском обществе, родной внук композитора Сергея Прокофьева.

Последние годы Сергей Олегович жил в Швейцарии, в городке Дорнах, где в свое время в строительстве Первого Гетеанума, знаменитого антропософского храма, принимал участие Андрей Белый со своей первой женой Асей Тургеневой (они были последователями учения профессора Штейнера). Заведующая «Мемориальной квартирой Андрея Белого» Моника Спивак давно поддерживала дружеские и научные связи с С. О. Прокофьевым, который очень ценил уникальность единственного в мире музея Андрея Белого и нынешний дар его — не первый.

К глубокому сожалению, встреча Моники Спивак с Сергеем Олеговичем, на которой он передал музею рисунок Врубеля и еще несколько меморий, оказалась последней. Она состоялась буквально за несколько дней до ухода его из жизни после тяжелой продолжительной болезни…

Рисунок Михаила Врубеля — свидетель драматичной и замысловатой судьбы его владельцев. По рассказу Сергея Олеговича Прокофьева, рисунок принадлежал его бабушке, легендарной испанской певице Каролин Кодин (сценическое имя — Лина Любера; 1897–1989), первой жене Сергея Прокофьева. Ее роман с русским композитором начался в Париже в 1918 году. В браке, заключенном в 1923 году, родились двое сыновей — Станислав и Олег. В начале 1936 года Прокофьевы вернулись в СССР, где Лина получила советское гражданство. В 1941 году Сергей Прокофьев неожиданно оставил свою первую жену и детей и в 1948 году женился вторично (без официального развода с Линой Прокофьевой). В том же 1948-м Лина была арестована, обвинена в шпионаже и измене Родине и приговорена судом-тройкой к 20 годам строгого режима. Гордая испанка провела в сталинских лагерях восемь страшных лет (освобождена в 1956-м). Только в 1974 году она смогла выехать в Европу, вслед за эмигрировавшим туда младшим сыном. Жила в Англии, потом во Франции, похоронена в Медоне.

Рисунок Врубеля был приобретен Линой Прокофьевой в конце 1930-х у известного московского коллекционера, а в 1970-е вывезен эмигрировавшей из СССР владелицей. Дарителю реликвия досталась от отца, Олега Сергеевича Прокофьева (младшего сына Лины). Передавая ее в дар музею, Сергей Олегович особо оговорил, что хочет видеть ее не в Третьяковской галерее (где большое собрание работ Врубеля), а именно в «Мемориальной квартире Андрея Белого», считая, что этот рисунок в полной мере отражает дух символизма и духовные поиски Андрея Белого, писателя, мистика и антропософа.

Вернувшаяся в Россию работа Михаила Врубеля, безусловно, требует дополнительного изучения, консультаций со специалистами-искусствоведами. По композиции он может относиться к серии работ, изображающих двух героев поэмы — Демона и Тамару. По предположению дарителя, это — часть диптиха, вторая половина которого (местонахождение ее неизвестно), должна изображать сидящую на диване Тамару. Как известно, в 1890-е годы Михаил Врубель выполнил более 30 рисунков к поэме Лермонтова «Демон». Изначально они были заказаны для юбилейного (к 50-летию гибели поэта) издания собрания сочинений М. Ю. Лермонтова под ред. П. П. Кончаловского. Но в книгу попали не все работы художника — как объясняли, концепция издания не отвечала пониманию Врубелем поэта. Вполне возможно, что подаренный музею рисунок, как раз, из числа «не вошедших»?...

Неизвестный «Демон» прибыл в Москву мистически вовремя и в нужное место. До того как драгоценный рисунок займет свое место в экспозиции Мемориальной квартиры Андрея Белого на Арбате, он предстанет на крупнейшей юбилейной выставке, посвященной 200-летию М. Ю. Лермонтова. Всероссийский межмузейный выставочный проект «Мой дом везде, где есть небесный свод….», в котором участвуют все ведущие музеи, архивы и библиотеки страны, развернет свои экспозиции 18 сентября на Пречистенке — в Государственном музее А. С. Пушкина.

Источник: pushkinmuseum.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20140902_gmp.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20140902_gmp.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх