Малевич, Чашник и Суетин в Третьяковской галерее
ARTinvestment.RU 05 сентября 2012
Сегодня в ГТГ открывается выставка мастеров супрематизма «…Нас будет трое…». Представлена коллекция Фонда Sepherot — 14 работ К.Малевича, 55 работ И.Чашника и 35 произведений Н.Суетина
ГТГ, 5 сентября — 25 ноября 2012
Крымский Вал, 10, залы 21–22
Сегодня в Государственной Третьяковской галерее открывается выставка произведений Казимира Малевича, Николая Суетина и Ильи Чашника. «…Нас будет трое…», – писал Малевич в письме Суетину об узком круге супрематистов-новаторов. Суетин и Чашник были ближайшими соратниками Малевича, втроем они действительно ощущали себя тесным творческим сообществом. Третьяковская галерея представляет произведения основателя супрематизма и его учеников. Многие из них впервые экспонируются в России и неизвестны широкой публике. Экспозиция составлена на базе коллекции Sepherot Foundation.
В выставочной практике соединение работ К.Малевича (1879–1935), Н.Суетина (1897–1954) и И.Чашника (1902–1929) стало давней традицией, отражающей особенную близость их художественных установок. Этот творческий союз сложился в Витебске: с осени 1919 года Малевич начал преподавать в Витебской Народной художественной школе, где учились Суетин и Чашник. С приездом Малевича жизнь училища изменилась коренным образом – главным направлением сделался супрематизм; в «столицу супрематизма» преобразился и сам Витебск. Притягательность личности и новаторского искусства Малевича, поразительный проповеднический дар позволили ему в короткое время организовать сплоченный коллектив супрематистов, оформившийся в 1920 году в группу Уновис (Утвердители нового искусства); его активными членами и адептами нового направления в искусстве стали Суетин и Чашник. В Витебске они постигали основные законы супрематизма и занимались как станковым, так и оформительским творчеством, став практически ведущими художниками Уновиса.
В 1922 году вслед за Малевичем, принявшим руководство Музеем художественной культуры (МХК), Чашник и Суетин переехали в Петроград. Тесная дружба двух художников продолжалась до смерти Чашника в 1929 году. После переезда из Витебска оба переживали творческую зависимость от Малевича, и одновременно с этим пытались эту зависимость преодолеть, не разрушая теплых отношений с учителем. Суетин и Чашник расписывали фарфор, делали эскизы для мебели и текстиля. В середине 1920-х они создали много проектов, развивающих архитектурную концепцию Малевича. Их работы демонстрируют самые разные грани взаимоотношений учителя и учеников − от безоговорочного следования художественным принципам супрематизма до попыток найти их собственное истолкование.
Метод Чашника основан на рациональности пластических экспериментов и системности формального решения. Разработка собственной версии супрематизма привела художника к достаточно оригинальной трактовке взаимоотношений цвета и формы. В творчестве Суетина органично соединялись две линии: супрематизм как таковой и поиск автономного варианта беспредметной системы. Для него первостепенным являлось создание художественного образа супрематического космоса: прежде всего он ориентировался на утверждение Малевича о природоестественной сущности супрематизма.
Коллекция произведений К.Малевича в Sepherot Foundation охватывает почти все периоды его творчества. Самые ранние примеры – два импрессионистических этюда, написанные в Курске, где Малевич провел юность и где начал художественную карьеру. Графическая манера Малевича конца 1900-х годов развивалась в стилистике модерна и символизма. Рисунок «Общество» (1908) примыкает к так называемой «Серии белых» работ на тему городской жизни и светского общества. В «Зимнем пейзаже» (нач.1910-х) чувствуется увлечение эстетикой «Бубнового валета». Здесь К.Малевич использовал арсенал приемов неопримитивизма: нарочитую грубость и экспрессивную манеру рисунка, предельное упрощение.
Летом – осенью 1915 года Малевич создал свои первые супрематические работы и экспонировал их в декабре на «Последней футуристической выставке “0,10”». «Супрематизм. Прямоугольник и круг» (1915) принадлежит к числу ранних супрематических работ, аскетичных по цветовому и композиционному решению.
Логическим продолжением живописного супрематизма стала супрематическая архитектура. Занимаясь конструированием архитектонов (гипсовых моделей объемных супрематических сооружений), К.Малевич считал своей задачей не конкретное градостроительное проектирование, а обоснование нового архитектурного мышления в целом – разработку супрематического ордера. Таких конструкций сохранились единицы; на выставке представлен уникальный экспонат «Супрематическая архитектурная модель. Крест и круг» И.Чашника (1926, гипс, короб из плексигласа).
В конце 1920 – начале 1930-х годов К.Малевич вернулся к фигуративному творчеству, вобравшему в себя художественные и философские принципы супрематической системы. Вслед за учителем над фигуративной живописью начинал работать и Н.Суетин. Ярким акцентом выставки является живописная работа Н.Суетина «Женщина с черной пилой» (1927–1928). «Портрет матери» (1932–1934) К.Малевича хронологически завершает выставку.
Коллекционировать К.Малевича, И.Чашника, Н.Суетина непросто. Большинство холстов и рисунков уже давно находятся в крупнейших музеях мира; надежд на новые открытия, появление ранее неизвестных или считавшихся утраченными произведений практически не осталось. Тем ценнее те немногочисленные работы, которые попадают в поле зрения частных собирателей, складываясь в качественные и содержательные коллекции; их освоение в современной выставочной и научной практике представляется необычайно важным для изучения наследия авангарда.
Фонд Sepherot предоставил для экспонирования в Третьяковской галерее 14 произведений К.Малевича (4 живописных и 10 рисунков), 55 работ И.Чашника (графика и гипсовый рельеф) и 35 – Н.Суетина (из них 1 живопись).
К выставке подготовлен каталог, в котором собраны статьи, посвященные художникам и их творческому союзу, биографические материалы и фотографии. Куратор выставки и автор каталога – Татьяна Горячева (Третьяковская галерея). Выставка будет сопровождаться обширной культурной и образовательной программой.
Источник: пресс-релиз ГТГ
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20120905_gtg_nas_budet_troe.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20120905_gtg_nas_budet_troe.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 12.04.2024 Ключевые драйверы, определяющие вектор развития арт-рынка Азии По версии Artsy, ими являются арт-ярмарки Дели, Гонконга, Токио и Сеула
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 525 Общая выручка составила 12,2 млн рублей
- 05.04.2024 Итоги AI Аукциона № 524 Общая выручка составила 14,3 млн рублей
- 05.04.2024 За £25 млн на Christie’s выставили картину Тициана Работа в свое время была похищена наполеоновскими войсками
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
- 15.04.2024 Художник Дарья Русских представит свой стенд на ярмарке «Арт Москва» Среди работ будут представлены принты, сгенерированные совместно с искусственным интеллектом
- 15.04.2024 В МАММ открылась выставка Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника» В экспозицию вошли более 100 работ
- 11.04.2024 В Москве открывается второй выпуск ярмарки |catalog| В смотре примет участие более 50 галерей
Топ 24
- 1. Джефф Кунс$91,07 млн
- 2. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 3. Герхард Рихтер$46,3 млн
- 4. Цуй Жучжо$39,57 млн
- 5. Джаспер Джонс$36 млн
- 6. Эд Рушей$30,4 млн
- 7. Кристофер Вул$29,9 млн
- 8. Питер Дойг$28,81 млн
- 9. Фрэнк Стелла$28 млн
- 10. Ёсимото Нара$24,95 млн
- 11. Цзэн Фаньчжи$23,3 млн
- 12. Роберт Райман$20,6 млн
- 13. Дэмиен Херст$19,2 млн
- 14. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 15. Марк Гротьян$16,8 млн
- 16. Такаси Мураками$15,16 млн
- 17. KAWS$14,48 млн
- 18. Цзинь Шани$13,89 млн
- 19. БЭНКСИ$12,14 млн
- 20. Джон Каррен$12 млн
- 21. Брайс Марден$10,917 млн
- 22. Пьер Сулаж$10,6 млн
- 23. Чжан Сяоган$10,16 млн
- 24. Брюс Науман$9,9 млн