- Картина/портрет дамы на доске.
- И.М.Чолария, "Дама и ветер"
- И.М.Чолария, "Замок Эльсинор"
- Графика Ню
- Сергей Стародубцев - «Леда и лебедь»
- Алла Липатова, "Подсолнухи"
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- Прошу помочь с атрибуцией двух акварелей (вероятно французского художника)
- Е.Греч - «Исаакий»
- М.В.Турецкая, автолитографии
Сегодня Русский музей открывает «Врата и двери»
ARTinvestment.RU 28 апреля 2011
На выставке представлено около 90 работ более 80 авторов, среди которых В. Верещагин, А. Лактионов, И. Кабаков, А. Бродский, О. Кулик, М. Рогинский, И. Макаревич, С. Бугаев-Африка и многие другие
Сегодня в Мраморном дворце Государственного Русского музея открывается выставка «Врата и двери». В экспозиции представлено около 90 работ более 80 авторов, среди которых: В. Верещагин, Н. Богданов-Бельский, А. Лактионов, И. Кабаков, А. Бродский, О. Кулик, М. Рогинский, И. Макаревич, С. Бугаев-Африка, И. Колесников и С. Денисов, Ю. Александров, Л. Борисов, О. Яковлев, И. Гапонов и К. Котешов, В. Бруй, «Танатос Банионис», Идзуру Мидзутани, Е. Губанова и И. Говорков, М. Федорова, Софья и Северин Инфантэ, В. Григорьев-Башун.
Концепция выставки позволяет задуматься над многообразием смысловых уровней понимания этих образов: врата со всем сопутствующим ассоциативно-метафорическим рядом отсылают к возвышенному, духовному, метафизическому; двери знаменуют снижение интонации, обращенность если не к бытовому, то к земному. Образы «врат и дверей», глубоко укорененные в культуре, становятся «входом» в живописное пространство, в пространство картины, арт-объекта.
В последнее время наука об искусстве обращает все большее внимание на «правила созерцания». Глаз, воспитанный на классическом искусстве, легко переходит из реального в отображенное и обратно, через своеобразное «предпространство». Это и есть двери, ворота в Картину. Открытые — в случае с «классической картиной». Полузакрытые, а то и заколоченные, требующие усилий или иных ключей, — в случае с произведениями иного, например, беспредметного, типа.
Произведения, из которых составлена экспозиция, условно можно разделить на три категории: спиритуально-религиозную, сюжетно-тематическую и миметически-предметную. Это основные линии навигации, помогающие ориентироваться в представленном материале.
Экспозиция выставки начинается во дворе Мраморного дворца, где у самого входа в музей построен дом-объект «Ротонда» Александра Бродского из Пермского музея современного искусства. «Ротонда», по замыслу автора, предназначена «для того, чтобы войти, развести огонь в очаге и любоваться пейзажем». Пейзаж входит в интерьер со всех сторон благодаря дверным проемам, составленным в стену. Поднимаясь по лестнице Мраморного дворца на третий этаж, зритель встречает другие интерактивные экспонаты выставки, объекты «Вход и выход» (2010) Ивана Говоркова и Елены Губановой, «Closed» (2009–2010) Ольги Татаринцевой и Олега Татаринцева.
Религиозная тематика на выставке представлена прежде всего экспонатами древнерусского искусства. Это — Царские врата, Боковая дверь иконостаса XVI века, поступившая в Русский музей в 1913 году из собрания Н. П. Лихачева, и икона «Богоматерь Непроходимая дверь» (Сольвычегодск, XVII в). В христианской трактовке Врата символизируют вход в Царствие Небесное в эпитетах «Дверь Спасения», относящихся к Богородице («Радуйся, двере едина…») или Христу («единая Дверь Спасения»), а также в соответствующем оформлении Царских врат в храме. Разделяя мир земной и горний, суетный и сакральный, мир грешных и праведных, двери своими изображениями призывали совершить переход не только физический от одного состояния к другому, но прежде всего внутренний, способствовали очищению и совершенствованию. Нередко к религиозной тематике обращаются и современные художники. Андрей Мишин выполнил из бронзы массивные «Храмовые двери» (2009–2010) для домового храма в Малых Ижорах, Владимир Козин («Ад» и «Рай», 2009) собирает образы рая и ада из традиционных для него «бедных» материалов.
В современном искусстве достаточно распространена апелляция к архаическим ритуальным практикам — художники Иван Плющ и Ирина Дрозд в композиции «Маски смерти» (2010) вовлекают зрителя в некое обрядовое действие. Несколько больших — в рост человека — масок, расположенных одна за другой, играют символическую роль ворот, чрез которые возникает личность как носитель неких социальных знаков. Группа «Танатос Банионис» в объекте-ширме задействовала философско-культурный пласт представлений о вратах, пути и переходе, накопленный традициями Востока в целом и военным опытом Японии середины ХХ века в частности. Работа Юрия Александрова, сосредоточена на фрагменте человеческого потока — предстоящих, освященных ситуацией преодоления, готовых подвижнически «взять» невидимый проем в новое пространство и время, Сходный высокий слог избирает Вильям Бруй в живописной серии «Этрус», где отчетливо читается мотив арки. Художники находят сакральную символику в обыденных предметах и объектах: В инсталляции Ильи Гапонова и Кирилла Котешова безликие шкафчики шахтеров для хранения одежды в бытовке становятся участниками ежедневного ритуала смертельно опасного труда. В инсталляции «Родители» Евгений Гор представляет процессы рождения и умирания как прохождение через мистическую дверь. В контурных объектах Марины Фёдоровой — очертаниях людей с крыльями — каждый человек становится также дверью для другого.
Обратная сторона религиозного пафоса также традиционна для художнического сознания, образ двери подразумевает как соблюдение, так и преодоление неких границ. Инсталляция «Рождение агента» Сергея Бугаева (Африки) стала результатом его совместной акции с Сергеем Ануфриевым: проникнув в скульптуру Веры Мухиной «Рабочий и Колхозница» через дверь, расположенную под юбкой колхозницы, они символически лишили девственности один из главных символов СССР. Олег Кулик открывает вход вечным философским поискам своей видеоскульптурой «В глубь России», используя анатомию коровы и не случайно избирая это священное для многих этносов животное.
Вторая линия навигации — сюжетно-тематическая. В XVIII веке изображение двери чаще всего не имеет специальной семантической нагрузки: это часть окружающей среды. В начале XIX века этот мотив приобретает символическое звучание. Особое место в контексте интересующей нас темы занимает творчество Василия Верещагина, в частности его историко-этнографическое полотно «У дверей мечети» (1873). Русская реалистическая школа склонна трактовать все задверное как лучшее — более счастливое, обустроенное, надежное. Герой Николая Богданова-Бельского с надеждой на будущее стоит на границе, оставив за спиной уже освоенный им мир («У дверей школы», 1897), или на крыльце старого, требующего ремонта дома, куда заглядывает солнечное, мирное завтра (Александр Лактионов «Письмо с фронта», 1962).
К сюжетной категории также относятся работы Владимира Шинкарева («Гость»), Игорь Макаревича, Виктора Пивоварова, Дмитрия Шорина, Зорикто Доржиева, Михаила Карасика. Мотив триумфальной арки звучит у Владимира Духовлинова («Арка Тита»), а также у Павла Филонова («Нарвские ворота», 1929). Дверь как предмет показа начинает трансформироваться и становится оптической ловушкой у Леонида Борисова, схемой футбольных ворот у Анатолия Белкина, банальным подземным переходом у Валерия Потапова, «стенкой» из защитников ворот на фотографии Виты Буйвид.
Третья линия навигации — миметически-предметная. Цикл работ Михаила Рогинского 1960-х годов с изображением обыденных, бытовых предметов был завершен изготовлением настоящей трехмерной двери, через которую художник искал выход к подлинности художественного произведения. Вадим Воинов включает найденную дверь в коллаж «Штативы»; Инал Савченков пишет картину «Китобои» на двери своей мастерской. Калитка в саду Георгия Молчанова также становится произведением — скульптурой «органического» направления, посвященной памяти Михаила Матюшина. Антон Успенский в серии фотографий «Телесная архитектура» (2007) сосредотачивается на исторических особенностях двери и следах, оставленных временем. Такие качества двери, как двойственность (вход — выход), непредсказуемость, обыгрываются в работах Марии Кошенковой, Ивана Колесникова и Сергея Денисова, группы «Milk&Vodka», Антона Чумака, Ани Жёлудь, Марины Алексеевой, Александра Джикия, Людмилы Беловой и других.
Источник: пресс-релиз ГРМ
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20110428_rusmuseum_vrata_i_dvery.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20110428_rusmuseum_vrata_i_dvery.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 525 Общая выручка составила 12,2 млн рублей
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
- 15.04.2024 Художник Дарья Русских представит свой стенд на ярмарке «Арт Москва» Среди работ будут представлены принты, сгенерированные совместно с искусственным интеллектом
- 15.04.2024 В МАММ открылась выставка Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника» В экспозицию вошли более 100 работ
Топ 34
- 1. Альберто Джакометти$141,7 млн
- 2. Дэмиен Херст$100 млн
- 3. Константин Брынкуши$71 млн
- 4. Амедео Модильяни$70,7 млн
- 5. Джефф Кунс$58,4 млн
- 6. Неизвестный автор$57,2 млн
- 7. Анри Матисс$48,8 млн
- 8. Поль Гоген$30,96 млн
- 9. Генри Мур$30,1 млн
- 10. Виллем де Кунинг$29,28 млн
- 11. Пабло Пикассо$29,2 млн
- 12. Неизвестный автор$28,6 млн
- 13. Луиз Буржуа$28,16 млн
- 14. Адриан де врис$27,9 млн
- 15. Александр Колдер$25,9 млн
- 16. Неизвестный автор$23,826 млн
- 17. Дэвид Смит$23,816 млн
- 18. Ив Кляйн$22 млн
- 19. Огюст Роден$20,41 млн
- 20. Неизвестный автор$19,1 млн
- 21. Эдгар Дега$18,82 млн
- 22. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 23. Неизвестный автор$16,88 млн
- 24. Такаси Мураками$15,16 млн
- 25. Дональд Джадд$14,16 млн
- 26. Неизвестный автор$11,64 млн
- 27. Антонио Канова$11,5 млн
- 28. Брюс Науман$9,9 млн
- 29. Аристид Майоль$8,32 млн
- 30. Неизвестный автор$8,146 млн
- 31. Сай Туомбли$7,7 млн
- 32. Хулио Гонсалес$7,45 млн
- 33. Марино Марини$7,15 млн
- 34. Урс Фишер$6,8 млн
- Картина/портрет дамы на доске.
- И.М.Чолария, "Дама и ветер"
- И.М.Чолария, "Замок Эльсинор"
- Графика Ню
- Сергей Стародубцев - «Леда и лебедь»
- Алла Липатова, "Подсолнухи"
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- Прошу помочь с атрибуцией двух акварелей (вероятно французского художника)
- Е.Греч - «Исаакий»
- М.В.Турецкая, автолитографии