Статистика ARTinvestment.RU
24.11.2014
Русских художников 10251
Картин, скульптур, предметов антиквариата 155968
Результатов аукционных продаж 176707
Индикаторов инвестиционного риска 10009

Новости













«Французский плакат и декоративная графика конца XIX — начала XX веков» в Эрмитаже

ARTinvestment.RU – 01.02.2010, 13:21

С января 2010 года в Зимнем дворце Эрмитажа (Надворная галерея, III этаж) представлена временная экспозиция «Французский плакат и декоративная графика конца XIX — начала XX веков» из собрания Государственного Эрмитажа. Разные образцы печатной графики (плакаты, обложки и эстампы) объединяет типологическое сходство: эстамп понимается не как самостоятельная работа, а как произведение функциональное, призванное, в числе прочего, служить украшением издания, интерьера или городской среды. Не случайно большая часть экспонатов относится к 1890-м годам — эпохе, для которой характерно стремление к эстетизации быта и жизненного пространства.

ЖЮЛЬ ШЕРЕ Афиша ипподрома у Порт-Майо. 1890 ЖЮЛЬ ШЕРЕ Афиша ипподрома у Порт-Майо
1890. Цветная литография карандашом, кистью и набрызгом. Оттиск в пять цветов

Возникновение плаката принято связывать с именем Жюля Шере. С конца 1860-х годов он систематически печатает крупноформатные цветные эстампы, рекламирующие выставки, выступления, театры, увеселительные заведения (подобные плакаты в русской традиции обозначаются термином «афиша») или промышленные товары. Нельзя сказать, что до этого момента плаката в принципе не существовало (его прототипы находят еще в XV веке), но его современный облик сложился благодаря Шере. Художник соединил новые черты, постепенно возникавшие в рекламной графике середины столетия (увеличение размеров, акцент на цвете и монументальности звучания), в законченной формуле, которая благодаря постоянному повторению стала канонической. Возможности для тиражирования рекламной продукции давала блестяще освоенная Шере техника цветной литографии (с частой заменой камня цинковой пластиной, что существенно облегчало работу в крупном формате).

АНРИ ДЕ ТУЛУЗ-ЛОТРЕК Афиша кабаре «Японский диван». 1893 АНРИ ДЕ ТУЛУЗ-ЛОТРЕК Афиша кабаре «Японский диван». 1893. Цветная литография карандашом, кистью и набрызгом, с использованием клише для нанесения литографской туши. Оттиск в четыре цвета

Во многом благодаря Шере, плакат, ранее бывший скорее уделом мастеров-ремесленников, получил статус самостоятельного искусства и стал привлекать крупных художников. В отличие от своих предшественников, использовавших приемы лубка и карикатуры, Шере апеллировал к эстетике XVIII века (Буше, Тьеполо, Фрагонар). Парадоксальным образом, этот пассеизм позволил создать основу для последующих авангардных достижений. Освященный традицией, плакат из разряда художественных маргиналий переходит в ранг высокого, признанного искусства. К концу столетия его популярность достигает апогея. Плакаты собирают, экспонируют, им посвящают роскошно иллюстрированные издания. Любители эстампов готовы под покровом ночи снимать уже расклеенные листы, лишь бы заполучить их в свою коллекцию.

В творчестве Шере, Мухи, Стейнлена, Тулуз-Лотрека плакат становится сильнейшим средством визуального воздействия. Рекламная функция реализуется благодаря его декоративным качествам. Плакат привлекает и убеждает выразительностью композиции, смелостью рисунка, эффектностью колорита — и лишь затем информирует и уточняет детали. Характерно, что надпись, обязательная для любого законченного произведения подобного рода, подчиняется стилистике изображения и становится его неотъемлемым визуальным компонентом. Шрифт постоянно меняется; акцентируется то рукотворность, то регулярность текста, его расположение на плоскости и в пространстве, его связь с изображением. В рекламе папиросной бумаги Муха повторяет надпись «JOB» четырежды (что явно избыточно, если рассматривать ее лишь как носитель информации) и в конце концов превращает в орнаментальный мотив «византинизирующего» фона. В «Японском диване» Тулуз-Лотрек тонко обыгрывает сходство букв и изобразительных знаков, заставляя их обмениваться своими визуальными характеристиками: шрифт как бы «оживает», в то время как лаконично переданные фигуры тяготеют к иероглифу. Черные перчатки выступающей на сцене певицы — Иветт Гильбер — рисуют «Y», первую букву ее имени, которое в надписи осталось неназванным, подобно тому, как за рамками изображения осталось ее лицо.

АЛЬФОНС МАРИЯ МУХА Рекламный плакат папиросной бумаги «Жоб». 1898 АЛЬФОНС МАРИЯ МУХА Рекламный плакат папиросной бумаги «Жоб». 1898. Цветная литография кистью, пером и набрызгом. Оттиск в шесть цветов

Вместе с тем задачи рекламы обусловливают и специфические ограничения. Плакат ориентирован на массового зрителя и должен учитывать его вкусы и предпочтения. Отсюда — склонность к повторению, к формированию устойчивых штампов, тяготение к развлекательности и китчу, отличающие не только художников второго ряда (таких как Пеан, Лурде или Дамаре), но и признанных мэтров — Шере и Муху. Если с точки зрения «высокого искусства» это несомненные недостатки, то с позиций функциональности — едва ли не преимущества. Вполне естественно, что художник тиражирует стилистику и образность, снискавшие успех у публики и, соответственно, обеспечивающие привлекательность плаката. Для того чтобы избегать стереотипов, нужно обладать артистизмом и аристократизмом Тулуз-Лотрека.

Сочетание функциональности и декоративности характерно также для книжных или альбомных обложек. Эта разновидность печатной графики представлена блестящими работами того же Лотрека, в которых остроумно используется сама форма разворота, задающая последовательность восприятия (лицевая и задняя сторона).

ЭЖЕН САМЮЭЛЬ ГРАССЕ Кокетство. Декоративное панно. Из серии «Десять декоративных эстампов». 1897 ЭЖЕН САМЮЭЛЬ ГРАССЕ Кокетство
Декоративное панно. Из серии «Десять декоративных эстампов». 1897. Хромотипография, раскраска по трафарету (?)

На рубеже веков получают распространение и эстампы, создающиеся специально для украшения интерьера, как тиражный аналог живописных панно. К их числу относится серия Эжена Грассе — одного из ведущих мастеров стиля ар-нуво в его сдержанном, ориентированном на традицию, варианте. Формат панно намекает на их предполагаемое расположение в интерьере: вытянутые горизонтальные — десюдепорты, вертикальные — обрамления дверей или окон, квадратные — декоративные «вставки» на свободной плоскости стены. Эстампы Грассе носят аллегорический характер — каждый из них воплощает определенное душевное качество или эмоциональное состояние, которому соответствует цветок или растение. Пока остается неясным, лежит ли в основе серии какой-то конкретный литературный или эмблематический источник.

Экспозиция подготовлена М. В. Баланом, хранителем французских гравюр XIX — XX веков Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

Источник: hermitagemuseum.org




0
Нравится

ARTinvesment.RU в Facebook






Советуем посетитьARTinvestment.RU RSS –

   Аукционы:

   Посмотреть лоты предстоящих аукционов



   Выставки:

Новые статьиARTinvestment.RU RSS –

Русское искусство на чужбине. Как в этот раз сложится в Лондоне?
19.11.2014, 11:10

Мировые аукционы сейчас обновляют исторические рекорды, но на предстоящих «русских торгах» автор ажиотажа не ожидает. Главная проблема — дефицит шедевров и структурные изменения на аукционном рынке русского искусства

Букинистический аукцион дома «Империя» 1 ноября. Краткие итоги
13.11.2014, 16:41

На фоне очень демократичных стартовых цен высокий процент продаж обеспечили, как ни странно, лоты среднего и высшего ценовых сегментов

Впервые: живопись Эдуарда Курочкина на аукционе ARTinvestment.RU
05.11.2014, 15:56

C конца 1960-х годов художник из «списка Гробмана» прочно закрепился в орбите неофициального искусства. Его работы есть во многих профильных собраниях, но на аукционы произведения Эдуарда Курочкина никогда ранее не выставлялись

Аукцион № 3 «Эмиссия 3» в доме «Знакъ». Краткие итоги
29.10.2014, 17:35

Прошёл год с начала проведения специализированных бонистических аукционов — можно и подводить итог

Когда закончится нефть
28.10.2014, 11:30

Что произойдет на русском рынке искусства при сильном падении цен на углеводородное сырье

Торги «СОВКОМА» 23 октября. Краткие итоги
27.10.2014, 18:45

Продано 64,4 % лотов каталога. Выручка превысила 70 миллионов рублей (46,8 % от среднего эстимейта)

«Русская эмаль» открыла сезон торгами 11 октября
22.10.2014, 17:20

Устойчивым спросом на ДПИ «Русская эмаль» уже никого не удивляет. Привыкли. А вот то, что подросли результаты по живописи и графике, что самый высокий результат вечера показан в разделе букинистики, — это приятно

Нумизматические торги ВЕАД: 4,5 миллиона рублей за платиновую медаль
22.10.2014, 14:45

18 октября в Восточно-Европейском Антикварном Доме состоялся аукцион «Монеты, ордена, медали». Топ-лотом стала медаль «В память пребывания императора Александра I в Париже»

Новости искусстваARTinvestment.RU RSS – Новости искусства

Душевное здоровье Корнелиуса Гурлитта накануне смерти поставили под сомнение
19.11.2014, 16:46

Согласно результатам врачебной экспертизы, коллекционер-затворник страдал паранойей и другими душевными расстройствами, что может дать основания наследникам для оспаривания его завещания (по которому всю свою коллекцию он завещал музею в Берне)

Музею LACMA подарили искусства на 500 миллионов долларов
10.11.2014, 16:36

Лос-анджелесский окружной музей искусств подучил в дар от магната Джерри Перенчио шедевры Дега, Моне, Пикассо, Леже, Магритта, Мане, Сезанна и др. Эти 47 произведений пополнят коллекцию LACMA после смерти Перенчио

Бывшего электрика Пикассо обвиняют в хранении краденых произведений художника на 100 миллионов долларов
07.11.2014, 12:30

В деле четырехлетней давности появились новые обстоятельства — не в пользу бывшего электрика Пикассо

Международный Салон живописи старых мастеров Paris Tableau — открытие 13 ноября!
06.11.2014, 17:50

Уже на следующей неделе 26 галерей из Парижа, Лондона, Рима, Нью-Йорка, Цюриха и Амстердама предложат покупателям европейскую живопись, ограниченную периодом создания от средних веков до 1870-х годов

Ночь с 3 на 4 ноября будет «Ночью искусств»
30.10.2014, 17:30

Главным событием «Ночи искусств 2014» станут ночные встречи с лучшими людьми российской культуры — режиссерами, актерами, писателями, художниками, музыкантами и др.

Бывший телохранитель Уорхола попытался продать украденную у художника работу
30.10.2014, 17:15

Агусто Бугарин выжидал 30 лет, прежде чем попытаться продать шелкографию Уорхола «Лиз» через мелкую галерею. Однако Фонд Уорхола все равно его выследил и подал в суд, обвинив Бугарина в краже работы

В Венесуэле показывают двух «Одалисок» Матисса — подлинник и подделку
30.10.2014, 17:03

Картина «Одалиска в красных шароварах» была похищена из Музея современного искусства в Каракасе, о чем долго не знали, поскольку подлинник был заменен копией. После возвращения оригинала их решили показать вместе — настоящего и фальшивого Матисса

ВЕАД открывает детский нумизматический кружок
29.10.2014, 17:47

Специально для детей и подростков от 11 до 16 лет Восточно-Европейский Антикварный Дом организовал нумизматический кружок, занятия в котором будут проходить еженедельно в течение полугода

Архив новостей

Аукционы произведений искусстваARTinvestment.RU RSS – Аукционы произведений искусства

Опубликованы индикаторы инвестиционного риска для торгов Christie’s 24 ноября, Sotheby’s 24 и 25 ноября, Bohnams 26 ноября 2014
21.11.2014, 17:15

Экспертный совет ARTinvestment.RU присвоил индикаторы инвестиционного риска ряду работ, вошедших в каталоги торгов Christie’s 24 ноября, Sotheby’s 24 и 25 ноября, Bohnams 26 ноября 2014

Интернет-аукцион № 55 ARTinvestment.RU
19.11.2014, 11:35

Открыты 55-е торги электронной торговой площадки «AI Аукцион»

Картина Давида Бурлюка ушла за 2,2 миллиона рублей на торгах ВЕАД
18.11.2014, 15:49

15 ноября в Восточно-Европейском Антикварном Доме прошел аукцион № 12 «Западноевропейское и русское искусство»

Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 54. Немухин — 1 100 000. Шемякин — 275 000
14.11.2014, 17:50

Продано 12 из 20 (60 %) лотов нашего каталога, некоторые из них — по рекордным ценам

Вчерашние вечерние торги послевоенного и современного искусства Christie’s заработали 852,9 миллиона долларов
13.11.2014, 17:45

Это лучший суммарный результат за всю историю аукционных торгов. Две работы Уорхола принесли вместе 151 миллион долларов. Были установлены ценовые рекорды на работы 11 художников — Туомбли, Руши, Киппенбергера и др.

Редчайшие русские книги и рукописи на аукционах 20 и 21 ноября в Никитском
13.11.2014, 17:10

За два вечера перед участниками и гостями торгов «Дома антикварной книги в Никитском» предстанет большинство редчайших русских книг XVI — XIX веков. Предаукционный показ открывается сегодня

Русские торги Bonhams 26 ноября
13.11.2014, 10:45

На аукционе русского искусства Bonhams появятся 11 произведений Николая Рериха, пекинская работа Александра Яковлева, марина Ивана Айвазовского, посвященная открытию Америки Колумбом, и пр.

Русские торги Christie’s 24 ноября
12.11.2014, 16:35

В списке топ-лотов — портреты работы Юрия Анненкова, Валентина Серова и Кирилла Зданевича, пейзаж Исаака Левитана, работа из цикла «Расея» Бориса Григорьева, предметы Фаберже и др.

Архив новостей

Выставки произведений искусстваARTinvestment.RU RSS – Выставки произведений искусства

«Андрей Красулин. Место присутствия»
21.11.2014, 16:53

В Музее Архитектуры проходит выставка художника Андрея Красулина — живопись, скульптура, графика, объекты, фото и видеоматериалы

«Уроки рисования» в ИРРИ: к 190-летию Строгановской Академии
21.11.2014, 16:30

Сегодня в Институте русского реалистического искусства открывается выставка «Уроки рисования», на которой будет выставлено более 120 работ преподавателей и учеников Академии, среди которых Врубель, Шехтель, Герасимов и другие

Выставка Владимира Немухина продлена до 3 декабря
21.11.2014, 16:11

Ретроспектива нонконформиста Владимира Немухина к 89-летнему юбилею

«Средняя полоса» Владимира Мигачёва
18.11.2014, 16:50

Завтра вечером в галерее ARTSTORY открывается выставка художника Владимира Мигачева

«Русское стекло XVIII — ХХ веков. Новые поступления в Государственный Исторический Музей»
18.11.2014, 15:35

Сегодня в ГИМе открывается выставка коллекции русского стекла выдающегося художественного качества, поступившей в собрание музея в 2014 году

Абрам Моносзон. К 100-летию со дня рождения. Живопись, графика
18.11.2014, 15:16

Сегодня в Государственном музее Востока открывается совместная с галереей «Веллум» выставка работ Абрама Моносзона. В экспозиции представлены все периоды творчества автора и его знаковые произведения

Выставка к 130-летию Николая Чернышёва в Государственном музее Пушкина
13.11.2014, 18:05

На выставке, подготовленной музеем совместно с галереей ГРОСart, представлена малоизвестная графика и живопись Николая Михайловича Чернышёва (1885–1973)

Выставка к 89-летию Владмира Немухина в особняке Муравьевых-Апостолов
13.11.2014, 17:55

В Доме-музее Матвея Муравьева-Апостола на Старой Басманной всего неделю продлится выставка работ художника-шестидесятника Владимира Немухина

Архив новостей

ИндексДатаЗнач.Изм.
24/091951.08-0.51%
19/113377.48-0.11%
Регистрация
ARTinvestment.RU -- Новости искусства
 



  1. Френсис Бэкон: $142,4  млн
  2. Эдвард Мунк: $119,9 млн
  3. Пабло Пикассо: $106,5 млн
  4. Энди Уорхол: $105,4  млн
  5. Альберто Джакометти: $104,3 млн
  6. Густав Климт: $87,936 млн
  7. Марк Ротко: $86,9 млн
  8. Барнетт Ньюман: $84,2 млн
  9. Винсент ван Гог: $82,500 млн
  10. Клод Моне: $80,45 млн
  11. Пьер Огюст Ренуар: $78,100 млн

  1. Джефф Кунс: $58,4 млн
  2. Герхард Рихтер: $37,1 млн
  3. Джаспер Джонс: $36 млн
  4. Эд Рушей: $30,4 млн
  5. Кристофер Вул: $26,5 млн
  6. Цзэн Фаньчжи: $23,3 млн
  7. Дэмиен Херст: $19,2 млн
  8. Питер Дойг: $18 млн
  9. Такаси Мураками: $15,16 млн
  10. Чжан Сяоган: $10,16 млн
  11. Брюс Науман: $9,9 млн