Статистика ARTinvestment.RU
29.08.2015
Русских художников 10685
Картин, скульптур, предметов антиквариата 164617
Результатов аукционных продаж 187216
Индикаторов инвестиционного риска 10423









«Французский плакат и декоративная графика конца XIX — начала XX веков» в Эрмитаже

ARTinvestment.RU – 01.02.2010, 13:21

С января 2010 года в Зимнем дворце Эрмитажа (Надворная галерея, III этаж) представлена временная экспозиция «Французский плакат и декоративная графика конца XIX — начала XX веков» из собрания Государственного Эрмитажа. Разные образцы печатной графики (плакаты, обложки и эстампы) объединяет типологическое сходство: эстамп понимается не как самостоятельная работа, а как произведение функциональное, призванное, в числе прочего, служить украшением издания, интерьера или городской среды. Не случайно большая часть экспонатов относится к 1890-м годам — эпохе, для которой характерно стремление к эстетизации быта и жизненного пространства.

ЖЮЛЬ ШЕРЕ Афиша ипподрома у Порт-Майо. 1890 ЖЮЛЬ ШЕРЕ Афиша ипподрома у Порт-Майо
1890. Цветная литография карандашом, кистью и набрызгом. Оттиск в пять цветов

Возникновение плаката принято связывать с именем Жюля Шере. С конца 1860-х годов он систематически печатает крупноформатные цветные эстампы, рекламирующие выставки, выступления, театры, увеселительные заведения (подобные плакаты в русской традиции обозначаются термином «афиша») или промышленные товары. Нельзя сказать, что до этого момента плаката в принципе не существовало (его прототипы находят еще в XV веке), но его современный облик сложился благодаря Шере. Художник соединил новые черты, постепенно возникавшие в рекламной графике середины столетия (увеличение размеров, акцент на цвете и монументальности звучания), в законченной формуле, которая благодаря постоянному повторению стала канонической. Возможности для тиражирования рекламной продукции давала блестяще освоенная Шере техника цветной литографии (с частой заменой камня цинковой пластиной, что существенно облегчало работу в крупном формате).

АНРИ ДЕ ТУЛУЗ-ЛОТРЕК Афиша кабаре «Японский диван». 1893 АНРИ ДЕ ТУЛУЗ-ЛОТРЕК Афиша кабаре «Японский диван». 1893. Цветная литография карандашом, кистью и набрызгом, с использованием клише для нанесения литографской туши. Оттиск в четыре цвета

Во многом благодаря Шере, плакат, ранее бывший скорее уделом мастеров-ремесленников, получил статус самостоятельного искусства и стал привлекать крупных художников. В отличие от своих предшественников, использовавших приемы лубка и карикатуры, Шере апеллировал к эстетике XVIII века (Буше, Тьеполо, Фрагонар). Парадоксальным образом, этот пассеизм позволил создать основу для последующих авангардных достижений. Освященный традицией, плакат из разряда художественных маргиналий переходит в ранг высокого, признанного искусства. К концу столетия его популярность достигает апогея. Плакаты собирают, экспонируют, им посвящают роскошно иллюстрированные издания. Любители эстампов готовы под покровом ночи снимать уже расклеенные листы, лишь бы заполучить их в свою коллекцию.

В творчестве Шере, Мухи, Стейнлена, Тулуз-Лотрека плакат становится сильнейшим средством визуального воздействия. Рекламная функция реализуется благодаря его декоративным качествам. Плакат привлекает и убеждает выразительностью композиции, смелостью рисунка, эффектностью колорита — и лишь затем информирует и уточняет детали. Характерно, что надпись, обязательная для любого законченного произведения подобного рода, подчиняется стилистике изображения и становится его неотъемлемым визуальным компонентом. Шрифт постоянно меняется; акцентируется то рукотворность, то регулярность текста, его расположение на плоскости и в пространстве, его связь с изображением. В рекламе папиросной бумаги Муха повторяет надпись «JOB» четырежды (что явно избыточно, если рассматривать ее лишь как носитель информации) и в конце концов превращает в орнаментальный мотив «византинизирующего» фона. В «Японском диване» Тулуз-Лотрек тонко обыгрывает сходство букв и изобразительных знаков, заставляя их обмениваться своими визуальными характеристиками: шрифт как бы «оживает», в то время как лаконично переданные фигуры тяготеют к иероглифу. Черные перчатки выступающей на сцене певицы — Иветт Гильбер — рисуют «Y», первую букву ее имени, которое в надписи осталось неназванным, подобно тому, как за рамками изображения осталось ее лицо.

АЛЬФОНС МАРИЯ МУХА Рекламный плакат папиросной бумаги «Жоб». 1898 АЛЬФОНС МАРИЯ МУХА Рекламный плакат папиросной бумаги «Жоб». 1898. Цветная литография кистью, пером и набрызгом. Оттиск в шесть цветов

Вместе с тем задачи рекламы обусловливают и специфические ограничения. Плакат ориентирован на массового зрителя и должен учитывать его вкусы и предпочтения. Отсюда — склонность к повторению, к формированию устойчивых штампов, тяготение к развлекательности и китчу, отличающие не только художников второго ряда (таких как Пеан, Лурде или Дамаре), но и признанных мэтров — Шере и Муху. Если с точки зрения «высокого искусства» это несомненные недостатки, то с позиций функциональности — едва ли не преимущества. Вполне естественно, что художник тиражирует стилистику и образность, снискавшие успех у публики и, соответственно, обеспечивающие привлекательность плаката. Для того чтобы избегать стереотипов, нужно обладать артистизмом и аристократизмом Тулуз-Лотрека.

Сочетание функциональности и декоративности характерно также для книжных или альбомных обложек. Эта разновидность печатной графики представлена блестящими работами того же Лотрека, в которых остроумно используется сама форма разворота, задающая последовательность восприятия (лицевая и задняя сторона).

ЭЖЕН САМЮЭЛЬ ГРАССЕ Кокетство. Декоративное панно. Из серии «Десять декоративных эстампов». 1897 ЭЖЕН САМЮЭЛЬ ГРАССЕ Кокетство
Декоративное панно. Из серии «Десять декоративных эстампов». 1897. Хромотипография, раскраска по трафарету (?)

На рубеже веков получают распространение и эстампы, создающиеся специально для украшения интерьера, как тиражный аналог живописных панно. К их числу относится серия Эжена Грассе — одного из ведущих мастеров стиля ар-нуво в его сдержанном, ориентированном на традицию, варианте. Формат панно намекает на их предполагаемое расположение в интерьере: вытянутые горизонтальные — десюдепорты, вертикальные — обрамления дверей или окон, квадратные — декоративные «вставки» на свободной плоскости стены. Эстампы Грассе носят аллегорический характер — каждый из них воплощает определенное душевное качество или эмоциональное состояние, которому соответствует цветок или растение. Пока остается неясным, лежит ли в основе серии какой-то конкретный литературный или эмблематический источник.

Экспозиция подготовлена М. В. Баланом, хранителем французских гравюр XIX — XX веков Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

Источник: hermitagemuseum.org




0

ARTinvesment.RU в Facebook






Советуем посетитьARTinvestment.RU RSS –

   Аукционы:

   Посмотреть лоты предстоящих аукционов

Новые статьиARTinvestment.RU RSS –

Художник-шестидесятник Глеб Богомолов. Впервые на Аукционе AI
25.08.2015, 16:45

Глеб Сергеевич Богомолов (1933) — шестидесятник, ленинградский нонконформист, участник важных авангардных выставок, художник «газаневской культуры»

Топ-10 тиражной графики — 2015. Цены первого полугодия
24.08.2015, 16:44

Есть хорошие признаки того, что сегмент «тиражки» будет и у нас расти быстрее рынка. И аукционная статистика подтверждает эти ожидания

Топ-12 картин и рисунков на русских аукционах в 1-м полугодии 2015 года
13.08.2015, 16:58

Дюжину самых дорогих продаж в первом полугодии 2015 года обеспечили всего три аукционные площадки. В структуре продаж почти поровну представлены работы современных художников, представителей «русского зарубежья» и послевоенного неофициального искусства

Торги «Антиквариума» 30 июля. Краткие итоги
06.08.2015, 17:55

Наторговали на 81,38 тыс. у.е. (около 5,2 млн рублей) и 48 % от среднего суммарного эстимейта

«Редкие книги, рукописи, автографы, фотографии и открытки» 29 июля в Никитском. Краткие итоги
06.08.2015, 14:15

Торги прошли без особых рекордов, в бодром рабочем режиме и с вполне показательным для летнего затишья результатом

Скульптуры из муранского стекла Андреа Тальяпьетра — на аукционе AI
28.07.2015, 13:05

Красоту муранского стекла создает талант мастеров и бесконечное многообразие традиционных, забытых и вновь открытых, авторских и современных техник. Андреа Тальяпьетра — из тех немногих мастеров, кто владеет тайнами стекла Мурано

Впервые на аукционе ARTinvestment.RU. Валентин Михайлович Окороков
21.07.2015, 16:33

Ученик Татлина и Родченко, художник, удостоившийся персональной выставки в ГТГ в пиковом для «другого искусства» 2008-м году, автор интересных, самобытных, качественных и очень красивых работ впервые представлен на аукционе AI

Букинистика в «Доме антикварной книги в Никитском» 9 июля. Краткие итоги
16.07.2015, 14:14

Аукцион предложил демократичные эстимейты и стартовые цены — покупатели ответили финансовым итогом, который оказался почти вдвое выше количественного

Новости искусстваARTinvestment.RU RSS – Новости искусства

Швейцарскому музею подарили редкую скульптуру Родена
28.08.2015, 15:19

Даритель скульптуры Огюста Родена «Мужчина со змеей» (1887) не захотел раскрывать своего имени в СМИ

Пару французов арестовали за проведение нелегальных раскопок в Каталонии
26.08.2015, 17:20

Испанская полиция арестовала пару французов, которая предположительно украла ряд артефактов с территории археологического памятника греко-римского периода Эмпорион

Аргентина вернет свыше 4000 артефактов Перу и Эквадору
26.08.2015, 17:15

Об этом сделала официальное заявление президент страны Кристина Фернандес де Киршнер

12-летний мальчик случайно проткнул картину XVII века на выставке в Тайбэе
26.08.2015, 14:30

Тайваньский мальчик в это воскресенье оступился и случайно проткнул рукой дыру в натюрморте «Цветы» кисти итальянского художника XVII века Паоло Порпора

Трейси Эмин будет продавать свои работы на ярмарке из багажника машины
25.08.2015, 16:46

Ярмарка Vauxhall Art Car Boot Fair проводится уже более 10 лет и направлена на демократизацию рынка искусства. На этом «блошином рынке» художники (и в том числе Эмин) будут продавать свои работы по доступным ценам

Рейксмузеум покупает два портрета Рембрандта за 160 миллионов евро
25.08.2015, 16:39

Парные портреты супругов Мартина Солманса и Опьен Коппит происходят из коллекции семейства Ротшильд

Загадочная «улыбка Моны Лизы» не единственная у Да Винчи
25.08.2015, 15:15

Еще на одной работе Леонардо эксперты обнаружили тот же эффект едва уловимой улыбки

Голландская полиция арестовала мужчину, пытавшегося продать поддельную картину Ван Гога
24.08.2015, 17:20

Задержанный хотел продать за 15 миллионов евро работу, которую он выдавал за эскиз к картине Ван Гога «Урожай» (1888)


Аукционы произведений искусстваARTinvestment.RU RSS – Аукционы произведений искусства

Итоги AI Аукциона № 92. Продано 60 %. Зверев — 380 000 рублей. Анненков и Жутовский — по 210 000 рублей
28.08.2015, 16:13

Вот и закончилось лето, люди возвращаются из отпусков, и с ними возвращаются на достойное место количественные (по лотам) результаты нашего аукциона. Растет посещаемость, растет покупательская активность

Открыты 92-е торги AI Аукциона
25.08.2015, 09:55

Традиционные двадцать лотов — это семь живописных полотен, девять листов оригинальной и два листа тиражной графики, одна работа, выполненная в смешанной технике, и одна авторская композиция муранского стекла

Итоги AI Аукциона № 91. Продано 60 %. Зверев — 275 000 рублей. Неизвестный и Фейгин — по 200 000 рублей
21.08.2015, 16:00

Жаль, что в этот раз нет миллионников, но результат все равно крепкий — 60 %. И еще в этот раз в пике за торгами наблюдало рекордное для нас количество покупателей

Аукцион «Эротика» пройдет 27 августа в Берлине
18.08.2015, 16:40

Аукционный дом Auctionata 27 августа проведет свои первые специализированные торги «Эротика», на которых буду представлены более ста работ таких мастеров, как Мэл Рамос, Пол Маккарти, Роберт Мэпплторп, Кит Харинг и др.

Открыты 91-е торги AI Аукциона
17.08.2015, 18:30

Традиционные двадцать лотов — это одиннадцать живописных полотен, пять листов оригинальной и два листа тиражной графики, одна работа, выполненная в смешанной технике, и одна совсем небольшая авторская литая бронзовая скульптура

Аукцион «Редкие книги, рукописи, автографы и фотографии» 20 августа
17.08.2015, 14:00

На торги в «Доме антикварной книги в Никитском» выставляется собрание из 467 лотов — книги по истории, искусству, географии и путешествиях, научные и религиозные издания, художественная литература, фотографии, рукописи, открытки и пр.

Немертвый сезон. На аукционе ARTinvestment.RU № 90 продано 50 % лотов. Гудиашвили — 1 100 000
14.08.2015, 16:34

50 % — это ниже чем до кризиса, но в текущей ситуации грех жаловаться. А могло бы быть 60 %. По двум лотам ставки замерли в шаге от достижения резервной цены

Открыты 90-е торги AI Аукциона
11.08.2015, 09:58

Традиционные двадцать лотов — это десять живописных работ, шесть листов оригинальной графики и один лист графики тиражной, две работы, выполненные в смешанной технике, и одна небольшая авторская скульптура из алюминия


Выставки произведений искусстваARTinvestment.RU RSS – Выставки произведений искусства

Новые открытия. Иконы XVI–XIX веков из собрания Третьяковской галереи
28.08.2015, 16:45

Выставка в залах древнерусского искусства представляет уникальные иконы позднего Средневековья и Нового времени, «воскрешением» которых занимались художники-реставраторы Галереи

Выставка театральных работ Валерия Левенталя в московском доме-музее Станиславского
26.08.2015, 14:36

Выставка посвящена памяти великого художника, которому 17 августа могло бы исполниться 77 лет. Левенталь работал в МХТ им. Чехова, несколько лет был главным художником Большого театра

«Русское зарубежье. Художник и книга»: выставка в Подольске
20.08.2015, 17:20

В Подольском выставочном зале сегодня открывается выставка «Художник и книга» из цикла «Русское зарубежье». На выставке работ из частного собрания представлены работы Андре Ланского, Анны Старицкой, Леопольда Сюрважа, Леона Зака и др.

Выставка Павла Филонова в филиале Русского музея в Малаге
13.08.2015, 16:13

Сегодня открывается экспозиция, в которую вошли 66 произведений живописи и графики мастера отечественного авангарда из коллекции Русского музея

Объединение «ЛеСС» — Сидур, Силис и Лемпорт — в Манеже
12.08.2015, 16:30

В Центральном выставочном зале «Манеж» открывается групповая выставка легендарных московских скульпторов, участников художественного объединения ЛеСС (1954–1968) Вадима Сидура, Николая Силиса и Владимира Лемпорта

Выставка работ из коллекции ГЦСИ
12.08.2015, 16:07

Очередная выставка работ из коллекции ГЦСИ «Люди в городе» посвящена исследованиям отношений человека и города. Участвуют работы Михаила Рогинского, АЕС+Ф, Константина Батынкова, Сергея Браткова, Александра Бродского и многих других

«Не затупится наш “Боевой карандаш”…»
11.08.2015, 16:45

Выставка в Музее истории Санкт-Петербурга представляет 70 плакатов ленинградского творческого коллектива «Боевой карандаш»

Живопись Западной Европы на выставке в галерее «Новекс»
10.08.2015, 15:51

Галерея «Новекс» приглашает на выставку коллекции живописи западноевропейских художников XVII–XIX веков в галерейном комплексе «Артефакт», которая продлится до 16 августа


ИндексДатаЗнач.Изм.
13/071502.83-4.31%
21/083113.08+0.10%
Регистрация
ARTinvestment.RU -- Новости искусства

  1. Джефф Кунс: $58,4 млн
  2. Герхард Рихтер: $37,1 млн
  3. Джаспер Джонс: $36 млн
  4. Эд Рушей: $30,4 млн
  5. Кристофер Вул: $29,9 млн
  6. Питер Дойг: $25,9 млн
  7. Цзэн Фаньчжи: $23,3 млн
  8. Роберт Райман: $20,6 млн
  9. Дэмиен Херст: $19,2 млн
  10. Такаси Мураками: $15,16 млн
  11. Чжан Сяоган: $10,16 млн
  12. Брюс Науман: $9,9 млн