Статистика ARTinvestment.RU
23.08.2014
Русских художников 10168
Картин, скульптур, предметов антиквариата 153159
Результатов аукционных продаж 172890
Индикаторов инвестиционного риска 9825

Новости









«Французский плакат и декоративная графика конца XIX — начала XX веков» в Эрмитаже

ARTinvestment.RU – 01.02.2010, 13:21

С января 2010 года в Зимнем дворце Эрмитажа (Надворная галерея, III этаж) представлена временная экспозиция «Французский плакат и декоративная графика конца XIX — начала XX веков» из собрания Государственного Эрмитажа. Разные образцы печатной графики (плакаты, обложки и эстампы) объединяет типологическое сходство: эстамп понимается не как самостоятельная работа, а как произведение функциональное, призванное, в числе прочего, служить украшением издания, интерьера или городской среды. Не случайно большая часть экспонатов относится к 1890-м годам — эпохе, для которой характерно стремление к эстетизации быта и жизненного пространства.

ЖЮЛЬ ШЕРЕ Афиша ипподрома у Порт-Майо. 1890 ЖЮЛЬ ШЕРЕ Афиша ипподрома у Порт-Майо
1890. Цветная литография карандашом, кистью и набрызгом. Оттиск в пять цветов

Возникновение плаката принято связывать с именем Жюля Шере. С конца 1860-х годов он систематически печатает крупноформатные цветные эстампы, рекламирующие выставки, выступления, театры, увеселительные заведения (подобные плакаты в русской традиции обозначаются термином «афиша») или промышленные товары. Нельзя сказать, что до этого момента плаката в принципе не существовало (его прототипы находят еще в XV веке), но его современный облик сложился благодаря Шере. Художник соединил новые черты, постепенно возникавшие в рекламной графике середины столетия (увеличение размеров, акцент на цвете и монументальности звучания), в законченной формуле, которая благодаря постоянному повторению стала канонической. Возможности для тиражирования рекламной продукции давала блестяще освоенная Шере техника цветной литографии (с частой заменой камня цинковой пластиной, что существенно облегчало работу в крупном формате).

АНРИ ДЕ ТУЛУЗ-ЛОТРЕК Афиша кабаре «Японский диван». 1893 АНРИ ДЕ ТУЛУЗ-ЛОТРЕК Афиша кабаре «Японский диван». 1893. Цветная литография карандашом, кистью и набрызгом, с использованием клише для нанесения литографской туши. Оттиск в четыре цвета

Во многом благодаря Шере, плакат, ранее бывший скорее уделом мастеров-ремесленников, получил статус самостоятельного искусства и стал привлекать крупных художников. В отличие от своих предшественников, использовавших приемы лубка и карикатуры, Шере апеллировал к эстетике XVIII века (Буше, Тьеполо, Фрагонар). Парадоксальным образом, этот пассеизм позволил создать основу для последующих авангардных достижений. Освященный традицией, плакат из разряда художественных маргиналий переходит в ранг высокого, признанного искусства. К концу столетия его популярность достигает апогея. Плакаты собирают, экспонируют, им посвящают роскошно иллюстрированные издания. Любители эстампов готовы под покровом ночи снимать уже расклеенные листы, лишь бы заполучить их в свою коллекцию.

В творчестве Шере, Мухи, Стейнлена, Тулуз-Лотрека плакат становится сильнейшим средством визуального воздействия. Рекламная функция реализуется благодаря его декоративным качествам. Плакат привлекает и убеждает выразительностью композиции, смелостью рисунка, эффектностью колорита — и лишь затем информирует и уточняет детали. Характерно, что надпись, обязательная для любого законченного произведения подобного рода, подчиняется стилистике изображения и становится его неотъемлемым визуальным компонентом. Шрифт постоянно меняется; акцентируется то рукотворность, то регулярность текста, его расположение на плоскости и в пространстве, его связь с изображением. В рекламе папиросной бумаги Муха повторяет надпись «JOB» четырежды (что явно избыточно, если рассматривать ее лишь как носитель информации) и в конце концов превращает в орнаментальный мотив «византинизирующего» фона. В «Японском диване» Тулуз-Лотрек тонко обыгрывает сходство букв и изобразительных знаков, заставляя их обмениваться своими визуальными характеристиками: шрифт как бы «оживает», в то время как лаконично переданные фигуры тяготеют к иероглифу. Черные перчатки выступающей на сцене певицы — Иветт Гильбер — рисуют «Y», первую букву ее имени, которое в надписи осталось неназванным, подобно тому, как за рамками изображения осталось ее лицо.

АЛЬФОНС МАРИЯ МУХА Рекламный плакат папиросной бумаги «Жоб». 1898 АЛЬФОНС МАРИЯ МУХА Рекламный плакат папиросной бумаги «Жоб». 1898. Цветная литография кистью, пером и набрызгом. Оттиск в шесть цветов

Вместе с тем задачи рекламы обусловливают и специфические ограничения. Плакат ориентирован на массового зрителя и должен учитывать его вкусы и предпочтения. Отсюда — склонность к повторению, к формированию устойчивых штампов, тяготение к развлекательности и китчу, отличающие не только художников второго ряда (таких как Пеан, Лурде или Дамаре), но и признанных мэтров — Шере и Муху. Если с точки зрения «высокого искусства» это несомненные недостатки, то с позиций функциональности — едва ли не преимущества. Вполне естественно, что художник тиражирует стилистику и образность, снискавшие успех у публики и, соответственно, обеспечивающие привлекательность плаката. Для того чтобы избегать стереотипов, нужно обладать артистизмом и аристократизмом Тулуз-Лотрека.

Сочетание функциональности и декоративности характерно также для книжных или альбомных обложек. Эта разновидность печатной графики представлена блестящими работами того же Лотрека, в которых остроумно используется сама форма разворота, задающая последовательность восприятия (лицевая и задняя сторона).

ЭЖЕН САМЮЭЛЬ ГРАССЕ Кокетство. Декоративное панно. Из серии «Десять декоративных эстампов». 1897 ЭЖЕН САМЮЭЛЬ ГРАССЕ Кокетство
Декоративное панно. Из серии «Десять декоративных эстампов». 1897. Хромотипография, раскраска по трафарету (?)

На рубеже веков получают распространение и эстампы, создающиеся специально для украшения интерьера, как тиражный аналог живописных панно. К их числу относится серия Эжена Грассе — одного из ведущих мастеров стиля ар-нуво в его сдержанном, ориентированном на традицию, варианте. Формат панно намекает на их предполагаемое расположение в интерьере: вытянутые горизонтальные — десюдепорты, вертикальные — обрамления дверей или окон, квадратные — декоративные «вставки» на свободной плоскости стены. Эстампы Грассе носят аллегорический характер — каждый из них воплощает определенное душевное качество или эмоциональное состояние, которому соответствует цветок или растение. Пока остается неясным, лежит ли в основе серии какой-то конкретный литературный или эмблематический источник.

Экспозиция подготовлена М. В. Баланом, хранителем французских гравюр XIX — XX веков Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

Источник: hermitagemuseum.org




0
Нравится

ARTinvesment.RU в Facebook






Советуем посетитьARTinvestment.RU RSS –

   Аукционы:

   Посмотреть лоты предстоящих аукционов



   Выставки:

Новые статьиARTinvestment.RU RSS –

Редкие книги и рукописи в Никитском 21 августа. Краткие итоги
22.08.2014, 17:31

В четверг, 21 августа, в «Доме антикварной книги в Никитском» после полуторамесячного перерыва состоялся аукцион «Редкие книги и рукописи XVI — XX вв. Часть I»

Хиты аукционов ARTinvestment.RU. Игорь Ворошилов. Спрос, цены, инвестиции
19.08.2014, 14:35

Кроме любимца коллекционеров Зверева, посетители аукциона AI наверняка обратили внимание на круг других имен, работы которых вызывают повышенный интерес покупателей и продаются гораздо чаще остальных. Почему? Что их объединяет с точки зрения рынка?

Как правильно провести благотворительный арт-аукцион
07.08.2014, 14:33

Некоторые считают, что стоит заявить благородную цель — и дальше всё случится само собой: на торги соберутся какие-то люди и все раскупят. Сильно заблуждаются. Благотворительный аукцион с искусством потребует от устроителей больших усилий

Интервью с Ольгой Ильиной, устроителем севастопольского аукциона «Арт-Бульвар»
06.08.2014, 10:54

Крымская художественная традиция имеет глубокие корни и активно развивается. Крымский арт-рынок пока довольно молод, но у него серьезные перспективы. Интервью с исполнительным директором галереи «Арт-Бульвар» (Севастополь) Ольгой Ильиной

Андреа да Пассано (Endré)
01.08.2014, 11:40

В каталог одного из ближайших аукционов AI включен эскиз театрального костюма работы автора под псевдонимом Endré. Французы считали его своим соотечественником, итальянцы — своим, а он родился в Санкт-Петербурге и был родным внуком Салтыкова-Щедрина

Куда уехал цирк. Почему цены на картины бывают ниже, чем 6 лет назад?
22.07.2014, 11:15

Продолжаем разрабатывать наш список тем, подсказанных жизнью. Разберем несколько возможных причин, почему сегодня при сдаче картины на аукцион вам могут предложить цену ниже, чем 6 лет назад (то есть до 2008 года).

Сколько может стоить весь Пикассо на свете? Версия ARTinvestment.RU
15.07.2014, 17:10

Если отнестись к подобной оценке не как научному исследованию, а как к логическому упражнению в шуточном жанре, то почему бы и нет

Как покупать Зверева. Вопросы и ответы
09.07.2014, 14:30

Зверев для новичков. Зачем покупать работы Зверева и почему именно сейчас — мы рассказывали об этом два месяца назад. Пришло время ответить на вопрос о том, что покупать и как

Новости искусстваARTinvestment.RU RSS – Новости искусства

Бронзы Риаче: везти или не везти — вот в чем вопрос
22.08.2014, 17:25

Руководство музея в Калабрии, на юге Италии, где хранятся знаменитые бронзовые статуи воинов Риаче, протестует против возможной транспортировки скульптур в Милан на ЭКСПО-2015. Любые передвижения могут навредить скульптурам — считают эксперты

Мужчине, испортившему граффити Бэнкси, грозит до 15 лет тюрьмы
22.08.2014, 17:10

Жителя Парк-Сити в штате Юта судят за порчу двух граффити Бэнкси в новогоднюю ночь 2014 года

Рон Перельман продолжает судиться с Ларри Гагосяном
21.08.2014, 15:15

Миллиардер и коллекционер Рон Перельман обвинил Ларри Гагосяна в сговоре с семьей Муграби с целью манипулирования арт-рынком

Михаил Брызгалов — новый директор Департамента культурного наследия
21.08.2014, 14:51

Михаил Брызгалов будет курировать работу с подведомственными музеями и популяризацию музейных коллекций в Министерстве культуры России

Сотни фильмов Энди Уорхола оцифруют
19.08.2014, 17:46

Нью-йоркский МОМА совместно с Музеем Энди Уорхола решили оцифровать архив видеоматериалов короля поп-арта, состоящий примерно из 500 фильмов 1963–1972 годов

Когда дилеры торгуются за своих собственных художников?
18.08.2014, 10:49

В каких случаях арт-дилеры покупают на аукционах произведения собственных подопечных (художников, которых они официально представляют на первичном, галерейном рынке)? И как это сказывается на рынке работ этих художников?

Фонд национального наследия Испании хочет забрать у Прадо «Сад земных наслаждений» и «Столешницу» Босха
12.08.2014, 16:57

Помимо этого фонд претендует также на работы Тинторетто и Рогира ван дер Вейдена. Все эти вещи были помещены в Прадо на временное хранение в 1930-х, но официально они числятся в королевской коллекции

Австрийские наследники не сумели отсудить у Франции рисунки Гойи, Ван Остаде и Домье
08.08.2014, 16:46

Речь идет о трех картинах, изъятых американскими солдатами в годы Второй мировой в Австрии. Французские власти полагают, что картины могли быть изъяты у репрессированных евреев, поэтому отказались их возвращать австрийским претендентам

Архив новостей

Аукционы произведений искусстваARTinvestment.RU RSS – Аукционы произведений искусства

Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 42. Матюшин — 2 500 000, Маревна — 170 000
22.08.2014, 16:49

Установлен новый ценовой рекорд для нашего аукциона

Через 2 часа в Москве выставят на продажу первое московское печатное издание — Среднешрифтное Евангелие
21.08.2014, 16:31

Сегодня в «Доме антикварной книги в Никитском» стартуют первые торги антисанкционного аукциона, на котором будут представлены несколько тысяч редких и редчайших русских книг и рукописей из частных собраний

Интернет-аукцион № 42 ARTinvestment.RU
18.08.2014, 17:45

Открыты 42-е торги электронной торговой площадки «AI Аукцион»

Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 41. Гончарова — 200 000. Зверев — 72 000
15.08.2014, 15:11

Два летних месяца — отличное время для покупателей. Конкуренция уменьшается, и есть возможность делать покупки по очень привлекательным ценам

«Дом антикварной книги в Никитском»: 21 августа
13.08.2014, 15:51

Первая часть аукциона «Редкие книги и рукописи XVI — XX вв.», в каталоге которого представлены редкие и редчайшие русские книги и рукописей из частного собрания, откроется 21 августа в 19:00. Предаукционная выставка открыта

Интернет-аукцион № 41 ARTinvestment.RU
11.08.2014, 16:41

Открыты 41-е торги электронной торговой площадки «AI Аукцион»

Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 40. Краснопевцев — 180 000. Гермашев — 170 000
08.08.2014, 15:47

Расширяется география участников. Кроме Москвы, купленные работы уйдут покупателям из Питера, Азова и Барнаула

Шедевр Эдуара Мане на торгах Christie’s
05.08.2014, 14:41

Этой осенью на аукцион импрессионистов и модернистов Christie’s будет выставлена картина «Весна» Эдуара Мане с эстимейтом 25–35 миллионов долларов

Архив новостей

Выставки произведений искусстваARTinvestment.RU RSS – Выставки произведений искусства

Выставка советского классика Виктора Иванова в Академии Андрияки
22.08.2014, 10:00

Сегодня в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки открывается выставка к 90-летию Виктора Ивановича Иванова, одного из родоначальников сурового стиля

Русский авангард в Пензе
21.08.2014, 17:05

На выставке в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого представлены произведения А. Лентулова, Н. Гончаровой, Р. Фалька, П. Кончаловского и др.

«Первая мировая. Последняя битва Российской империи» в ГИМ
21.08.2014, 16:17

Сегодня в Государственном Историческом музее открывается масштабная международная выставка, посвященная 100-летию начала Первой мировой войны

«Портрет семьи» в Русском музее
19.08.2014, 18:00

Экспозиция, посвященная развитию жанра семейного портрета в отечественном изобразительном искусстве, включает более 200 произведений живописи, графики и скульптуры XVIII — ХХ веков

Выставка «Разное рисование» в галерейном комплексе «Артефакт»
19.08.2014, 17:38

Совместный проект московских галерей «Здесь» и «Vehova.Gallery» проводит параллели между работами русских эмигрантов, живших в Париже начала ХХ века, и классиков отечественного нонконформизма и других современных московских авторов

Современное швейцарское искусство в ГЦСИ
14.08.2014, 15:10

Центральное событие Фестиваля коллекций современного искусства в 2014 году — первая в России выставка швейцарского современного искусства из коллекции Музея современного искусства Мигрос

Евгений Чубаров в ГЦСИ
14.08.2014, 14:43

Сегодня вечером открывается выставка к 80-летию художника в рамках Фестиваля коллекций современного искусства

Первая мировая война в графике русских и немецких художников из собрания Эрмитажа
14.08.2014, 11:11

На выставке, приуроченной к столетию начала Первой мировой войны, представлены плакаты, рисунки и лубочные картинки как русских художников, так и малоизвестных немецких авторов

Архив новостей

ИндексДатаЗнач.Изм.
25/071798.94-0.16%
15/083198.60-0.01%
Регистрация
ARTinvestment.RU -- Новости искусства
 



  1. Френсис Бэкон: $142,4  млн
  2. Эдвард Мунк: $119,9 млн
  3. Пабло Пикассо: $106,5 млн
  4. Энди Уорхол: $105,4  млн
  5. Альберто Джакометти: $104,3 млн
  6. Густав Климт: $87,936 млн
  7. Марк Ротко: $86,9 млн
  8. Барнетт Ньюман: $84,2 млн
  9. Винсент ван Гог: $82,500 млн
  10. Клод Моне: $80,45 млн
  11. Пьер Огюст Ренуар: $78,100 млн

  1. Джефф Кунс: $58,4 млн
  2. Герхард Рихтер: $37,1 млн
  3. Джаспер Джонс: $28,6 млн
  4. Кристофер Вул: $26,5 млн
  5. Цзэн Фаньчжи: $23,3 млн
  6. Дэмиен Херст: $19,2 млн
  7. Питер Дойг: $16,98 млн
  8. Такаси Мураками: $15,16 млн
  9. Чжан Сяоган: $10,16 млн
  10. Брюс Науман: $9,9 млн