Статистика ARTinvestment.RU
24.05.2015
Русских художников 10526
Картин, скульптур, предметов антиквариата 161932
Результатов аукционных продаж 183964
Индикаторов инвестиционного риска 10259










«Французский плакат и декоративная графика конца XIX — начала XX веков» в Эрмитаже

ARTinvestment.RU – 01.02.2010, 13:21

С января 2010 года в Зимнем дворце Эрмитажа (Надворная галерея, III этаж) представлена временная экспозиция «Французский плакат и декоративная графика конца XIX — начала XX веков» из собрания Государственного Эрмитажа. Разные образцы печатной графики (плакаты, обложки и эстампы) объединяет типологическое сходство: эстамп понимается не как самостоятельная работа, а как произведение функциональное, призванное, в числе прочего, служить украшением издания, интерьера или городской среды. Не случайно большая часть экспонатов относится к 1890-м годам — эпохе, для которой характерно стремление к эстетизации быта и жизненного пространства.

ЖЮЛЬ ШЕРЕ Афиша ипподрома у Порт-Майо. 1890 ЖЮЛЬ ШЕРЕ Афиша ипподрома у Порт-Майо
1890. Цветная литография карандашом, кистью и набрызгом. Оттиск в пять цветов

Возникновение плаката принято связывать с именем Жюля Шере. С конца 1860-х годов он систематически печатает крупноформатные цветные эстампы, рекламирующие выставки, выступления, театры, увеселительные заведения (подобные плакаты в русской традиции обозначаются термином «афиша») или промышленные товары. Нельзя сказать, что до этого момента плаката в принципе не существовало (его прототипы находят еще в XV веке), но его современный облик сложился благодаря Шере. Художник соединил новые черты, постепенно возникавшие в рекламной графике середины столетия (увеличение размеров, акцент на цвете и монументальности звучания), в законченной формуле, которая благодаря постоянному повторению стала канонической. Возможности для тиражирования рекламной продукции давала блестяще освоенная Шере техника цветной литографии (с частой заменой камня цинковой пластиной, что существенно облегчало работу в крупном формате).

АНРИ ДЕ ТУЛУЗ-ЛОТРЕК Афиша кабаре «Японский диван». 1893 АНРИ ДЕ ТУЛУЗ-ЛОТРЕК Афиша кабаре «Японский диван». 1893. Цветная литография карандашом, кистью и набрызгом, с использованием клише для нанесения литографской туши. Оттиск в четыре цвета

Во многом благодаря Шере, плакат, ранее бывший скорее уделом мастеров-ремесленников, получил статус самостоятельного искусства и стал привлекать крупных художников. В отличие от своих предшественников, использовавших приемы лубка и карикатуры, Шере апеллировал к эстетике XVIII века (Буше, Тьеполо, Фрагонар). Парадоксальным образом, этот пассеизм позволил создать основу для последующих авангардных достижений. Освященный традицией, плакат из разряда художественных маргиналий переходит в ранг высокого, признанного искусства. К концу столетия его популярность достигает апогея. Плакаты собирают, экспонируют, им посвящают роскошно иллюстрированные издания. Любители эстампов готовы под покровом ночи снимать уже расклеенные листы, лишь бы заполучить их в свою коллекцию.

В творчестве Шере, Мухи, Стейнлена, Тулуз-Лотрека плакат становится сильнейшим средством визуального воздействия. Рекламная функция реализуется благодаря его декоративным качествам. Плакат привлекает и убеждает выразительностью композиции, смелостью рисунка, эффектностью колорита — и лишь затем информирует и уточняет детали. Характерно, что надпись, обязательная для любого законченного произведения подобного рода, подчиняется стилистике изображения и становится его неотъемлемым визуальным компонентом. Шрифт постоянно меняется; акцентируется то рукотворность, то регулярность текста, его расположение на плоскости и в пространстве, его связь с изображением. В рекламе папиросной бумаги Муха повторяет надпись «JOB» четырежды (что явно избыточно, если рассматривать ее лишь как носитель информации) и в конце концов превращает в орнаментальный мотив «византинизирующего» фона. В «Японском диване» Тулуз-Лотрек тонко обыгрывает сходство букв и изобразительных знаков, заставляя их обмениваться своими визуальными характеристиками: шрифт как бы «оживает», в то время как лаконично переданные фигуры тяготеют к иероглифу. Черные перчатки выступающей на сцене певицы — Иветт Гильбер — рисуют «Y», первую букву ее имени, которое в надписи осталось неназванным, подобно тому, как за рамками изображения осталось ее лицо.

АЛЬФОНС МАРИЯ МУХА Рекламный плакат папиросной бумаги «Жоб». 1898 АЛЬФОНС МАРИЯ МУХА Рекламный плакат папиросной бумаги «Жоб». 1898. Цветная литография кистью, пером и набрызгом. Оттиск в шесть цветов

Вместе с тем задачи рекламы обусловливают и специфические ограничения. Плакат ориентирован на массового зрителя и должен учитывать его вкусы и предпочтения. Отсюда — склонность к повторению, к формированию устойчивых штампов, тяготение к развлекательности и китчу, отличающие не только художников второго ряда (таких как Пеан, Лурде или Дамаре), но и признанных мэтров — Шере и Муху. Если с точки зрения «высокого искусства» это несомненные недостатки, то с позиций функциональности — едва ли не преимущества. Вполне естественно, что художник тиражирует стилистику и образность, снискавшие успех у публики и, соответственно, обеспечивающие привлекательность плаката. Для того чтобы избегать стереотипов, нужно обладать артистизмом и аристократизмом Тулуз-Лотрека.

Сочетание функциональности и декоративности характерно также для книжных или альбомных обложек. Эта разновидность печатной графики представлена блестящими работами того же Лотрека, в которых остроумно используется сама форма разворота, задающая последовательность восприятия (лицевая и задняя сторона).

ЭЖЕН САМЮЭЛЬ ГРАССЕ Кокетство. Декоративное панно. Из серии «Десять декоративных эстампов». 1897 ЭЖЕН САМЮЭЛЬ ГРАССЕ Кокетство
Декоративное панно. Из серии «Десять декоративных эстампов». 1897. Хромотипография, раскраска по трафарету (?)

На рубеже веков получают распространение и эстампы, создающиеся специально для украшения интерьера, как тиражный аналог живописных панно. К их числу относится серия Эжена Грассе — одного из ведущих мастеров стиля ар-нуво в его сдержанном, ориентированном на традицию, варианте. Формат панно намекает на их предполагаемое расположение в интерьере: вытянутые горизонтальные — десюдепорты, вертикальные — обрамления дверей или окон, квадратные — декоративные «вставки» на свободной плоскости стены. Эстампы Грассе носят аллегорический характер — каждый из них воплощает определенное душевное качество или эмоциональное состояние, которому соответствует цветок или растение. Пока остается неясным, лежит ли в основе серии какой-то конкретный литературный или эмблематический источник.

Экспозиция подготовлена М. В. Баланом, хранителем французских гравюр XIX — XX веков Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

Источник: hermitagemuseum.org




0

ARTinvesment.RU в Facebook






Советуем посетитьARTinvestment.RU RSS –

   Аукционы:

   Посмотреть лоты предстоящих аукционов

Новые статьиARTinvestment.RU RSS –

Аукцион № 52 «В Никитском». Краткие итоги
22.05.2015, 16:21

39 % проданных лотов и выручка 4,4 миллиона рублей, что составило 40 % от среднего суммарного эстимейта. Топ-лотом стало первое прижизненное издание пьесы И. Бабеля «Закат» с автографом

Что означают символы на эстампах. Интервью с Валерием Силаевым
13.05.2015, 13:00

Расшифровать некоторые встречающиеся на тиражной графике обозначения, а также ответить на вопросы новых покупателей, мы попросили специалиста по технике и материалам графики, аккредитованного эксперта МКААД Валерия Силаева

«Старинные и редкие книги» в доме «Кабинетъ» 28 апреля. Краткие итоги
08.05.2015, 09:54

43 процента по лотам и 55 процентов по деньгам. И не скучно

Лидия Мастеркова — амазонка «второго авангарда»
07.05.2015, 17:30

В известном «списке Гробмана», включающем 35 имен «героического» периода второго русского авангарда, есть только одна женщина — Лидия Мастеркова

Букинистические торги «Антиквариума» 29 апреля. Краткие итоги
06.05.2015, 11:27

57 % по лотам и 89 % по деньгам. Выручка достигла 5,6 миллиона рублей

Константин Батынков. Всадник «веселого апокалипсиса»
28.04.2015, 15:12

Среди всех «актуальщиков» первого ряда Константин Батынков сегодня, пожалуй, самый народный художник. Его узнаваемые работы есть и в известных серьезных коллекциях, и в сотнях домов любителей искусства

«Поэт вещей» шестидесятник Андрей Гросицкий
27.04.2015, 15:59

Старые водопроводные краны, трубы, штыки лопат и другие отжившие свой век атрибуты цивилизации трансформируются на его холстах в рифмы узоров

Книжный аукцион в «Никитском» 23 апреля. Краткие итоги
27.04.2015, 11:58

Наторговали на 64 % от среднего суммарного эстимейта. Сборник стихов князя Владимира Палея ушел за 660 тысяч рублей — в 13 раз дороже эстимейта!

Новости искусстваARTinvestment.RU RSS – Новости искусства

Объявлены номинанты премии Тёрнера
18.05.2015, 15:45

В краткий список попали три художницы, а также коллектив из 18 молодых архитекторов

Акцию «Ночь в музее» повторят на этой неделе
18.05.2015, 15:35

Об этом заявил мэр Москвы Сергей Собянин

Ночь в музее — в субботу 16 мая!
15.05.2015, 14:40

16 мая в Москву снова придет «Ночь в музее» — бесплатно и допоздна будут открыты более 250 учреждений культуры (музеев, галерей и арт-кластеров)

С Праздником Победы!
09.05.2015, 07:25

Дорогие друзья, поздравляем вас с Праздником Победы — особым днем в жизни каждой семьи нашей страны

«Военные преступления против искусства: история с продолжением». Круглый стол
06.05.2015, 15:09

12 мая в рамках международного форума «Мировая культура как ресурс устойчивого развития» в здании Российской Академии Художеств на Пречистенке состоится круглый стол «Военные преступления против искусства: история с продолжением»

Брюссельский музей хочет заплатить выкуп за возвращение украденных картин
28.04.2015, 16:06

Музей ван Бюрена, откуда в июле 2013 года украли работы Кееса ван Донгена, Джеймса Энсора, Питера Брейгеля Младшего и др., ведет переговоры с похитителями о возвращении работ после выплаты выкупа

Ассистента Джаспера Джонса посадили на 18 месяцев за кражу 22 работ
28.04.2015, 10:55

Джеймс Майер, проработавший ассистентом Джаспера Джонса в течение 25 лет, признался в том, что украл из его мастерской 22 незавершенные работы и продал их за 6,5 миллиона долларов

Христо хочет соединить острова с сушей при помощи желтого плавучего пирса
28.04.2015, 10:34

В рамках нового проекта Христо Явашева в июне 2016 года озеро Изео в Ломбардии покроет сеть плавучих пешеходных пирсов ярко желтого цвета


Аукционы произведений искусстваARTinvestment.RU RSS – Аукционы произведений искусства

Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 78. Продано 35 %. Фонвизин — пока 375 000
22.05.2015, 17:00

Не самый лучший наш результат. Обычные фавориты не вызвали ожидаемого интереса, но в целом ничего. За одну вещь так и вовсе развернулся затяжной торг

24 мая галерея «Новекс» проводит ежемесячный аукцион
22.05.2015, 12:25

В каталоге — западноевропейское, русское и восточное искусство

Топ-лоты русских торгов Christie’s в Лондоне
19.05.2015, 17:55

Полотна Машкова, Пиросмани, Рериха, Айвазовского, работы Фаберже, произведения императорского и частных фарфоровых заводов, скульптура Антокольского и другие топ-лоты торгов 1 июня

Благотворительный аукцион: продано 100 % лотов на 956 000 рублей
19.05.2015, 17:05

18 мая «Дом антикварной книги в Никитском» провел благотворительный аукцион совместно с Фондом продовольствия «РУСЬ» и культовым московским театром «ГОГОЛЬ-ЦЕНТР»

23 мая «Русская эмаль» проводит ежемесячный аукцион русского и западноевропейского искусства
19.05.2015, 15:27

Предаукционная выставка открыта в офисе аукционного дома

Открыты 78-е торги AI Аукциона
18.05.2015, 18:05

Традиционные 20 лотов каталога — это шесть живописных полотен, девять листов оригинальной и один лист тиражной графики, две работы в смешанной технике, одна фарфоровая статуэтка и один объект, сделанный в основном из металла и полимерных материалов

Русские торги Bonhams
18.05.2015, 13:35

3 июня 2015 в Лондоне Bonhams представит собрание живописи, ДПИ, иконописи

Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 77. Слепышев — 110 000. Купер — 90 000. Продано 45 %
15.05.2015, 16:40

Число зарегистрированных пользователей площадки достигло 970 человек. Покупательская активность выросла по сравнению с майскими праздниками


Выставки произведений искусстваARTinvestment.RU RSS – Выставки произведений искусства

Выставка Екатерины Зерновой к 115-летию художницы
21.05.2015, 14:54

С 17 по 27 мая открыта выставка, на которой представлены эскизы монументальных панно, этюды и портреты матросов из севастопольской серии, небольшие пейзажи, написанные в эвакуации в 1941–1942, графические листы из серии «Чудеса зоопарка»

Первая в России ретроспектива Александра Колдера откроется в Пушкинском музее
21.05.2015, 12:02

7 июня в ГМИИ имени А. С. Пушкина откроется первая ретроспектива знаменитого американского скульптора Александра Колдера (1898–1976). В экспозиции — 56 произведений мастера, созданных с 1927 по 1976 год

Сегодня Петру Павловичу Оссовскому исполняется 90 лет!
18.05.2015, 18:20

Завтра в РАХ открывается выставка «Вспоминая былое…» крупнейшего живописца, народного художника СССР, академика РАХ Петра Павловича Оссовского

Общество русских акварелистов. Время расцвета
15.05.2015, 17:20

Сегодня вечером в музейно-выставочном комплексе Школы акварели Сергея Андрияки открывается выставка, в экспозиции которой собрана графика Айвазовского, Бакста, Бенуа, Боголюбова, Зичи, Клодта, Лагорио, Маковского, Микешина и др.

Тамара Рейн. От черного — к цвету
14.05.2015, 18:25

Выставка в Государственном музее Пушкина посвящена творчеству советской художницы Тамары Рейн, работавшей в жанрах рисунка, акварели, офорта и линогравюры

Выставка Пьера Дмитриенко в женевской галерее Interart
08.05.2015, 09:13

Сегодня открывается выставка, на которой представлено редкое собрание из двадцати работ, охватывающее период творчества Пьера Дмитриенко (Pierre Dmitrienko, 1925–1974) с 1954 по 1973 год

Выставка Зинаиды Серебряковой в Казани
29.04.2015, 17:55

В Национальной Художественной галерее «Хазинэ» в Казанском Кремле открылась выставка «Зинаида Серебрякова. Собрание Государственного Русского музея», состоящая из 66 произведений живописи и графики

Младшие Брейгели. Картины из собрания Константина Мауергауза
29.04.2015, 16:03

В ГМИИ имени А.С.Пушкина открыта выставка 29 картин фламандских художников, представителей младшего поколения семьи Брейгелей и их круга


ИндексДатаЗнач.Изм.
21/041617.71-0.18%
15/053444.12-0.65%
Регистрация
ARTinvestment.RU -- Новости искусства
 



  1. Пабло Пикассо: $179,4 млн
  2. Френсис Бэкон: $142,4  млн
  3. Альберто Джакометти: $141,7 млн
  4. Эдвард Мунк: $119,9 млн
  5. Энди Уорхол: $105,4  млн
  6. Густав Климт: $87,936 млн
  7. Марк Ротко: $86,9 млн
  8. Барнетт Ньюман: $84,2 млн
  9. Винсент ван Гог: $82,500 млн
  10. Клод Моне: $80,45 млн
  11. Пьер Огюст Ренуар: $78,100 млн

  1. Джефф Кунс: $58,4 млн
  2. Герхард Рихтер: $37,1 млн
  3. Джаспер Джонс: $36 млн
  4. Эд Рушей: $30,4 млн
  5. Кристофер Вул: $29,9 млн
  6. Питер Дойг: $25,9 млн
  7. Цзэн Фаньчжи: $23,3 млн
  8. Роберт Райман: $20,6 млн
  9. Дэмиен Херст: $19,2 млн
  10. Такаси Мураками: $15,16 млн
  11. Чжан Сяоган: $10,16 млн
  12. Брюс Науман: $9,9 млн