Неизвестные рисунки Ильи Репина в Третьяковской галерее
ГТГ представляет новое приобретение — 25 прежде неизвестных рисунков И. Е. Репина, а также отреставрированную картину А. Д. Литовченко «Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского»
Сегодня в Третьяковской галерее состоится пресс-показ выставки рисунков И. Е. Репина, приобретенных в собрание Третьяковской галереи, а также отреставрированной картины А. Д. Литовченко «Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского» (1886).
25 рисунков И. Е. Репина — новое уникальное приобретение. Впервые за долгое время собрание национального музея пополнил комплекс графических работ художника такого масштаба.
Коллекция прежде неизвестных рисунков Ильи Ефимовича Репина (1844–1930) происходит из семьи мастера. Собрание приобретено в 2007 году в Германии у графини Ольги Лилиенфельд-Тоаль, отцу которой его передал внук художника Гай Репин. Ранее все листы принадлежали Вере Ильиничне Репиной (1872–1948).
Данное собрание охватывает все периоды творчества мастера и отражает все жанры, в каких он работал: здесь есть портретные и пейзажные зарисовки, иллюстрация и композиционные наброски. Ранее неизвестные рисунки Репина разнообразны по тематике, технике исполнения и степени завершенности. Каждый новый этюд или набросок, особенно если он связан с образами репинской живописи, добавляет новые детали к пониманию замыслов художника, позволяет учесть малейшие нюансы в процессе их воплощения.
Выставка раскрывает ценность работ, пополнивших собрание ГТГ, в общем контексте наследия Репина, проводя зрителя от первых его самостоятельных шагов в Императорской Академии художеств до поздних лет жизни. Организаторы показа сделали наглядными параллели между живописью и графикой мастера, дав «цитаты» из репинских полотен, а также сопоставили вновь поступившие рисунки с графическими листами из собрания ГТГ. Так, «Портрет гетмана П. Л. Полуботко» расценивается как карандашная заметка времени работы над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880). А рядом с изображением натурщика для фигуры поэта, которую И. Е. Репин написал по просьбе И. К. Айвазовского в его полотне «Прощание А. С. Пушкина с морем» (Всероссийский музей А. С. Пушкина, С.-Петербург, 1887), помещен хранящийся в ГТГ карандашный эскиз. Соседство аналогичных по композиции рисунков подчеркивает значимость нового приобретения для осмысления процесса работы художника над образом Пушкина.
Документальность и абсолютная конкретность мотива отличают графические пейзажи Репина. С годами в них менялась манера карандашного рисунка, но неизменными оставались наблюдательность при выборе натуры и метод точной ее фиксации. Хотя число пейзажей в коллекции невелико, они существенно расширяют представление о Репине-пейзажисте и вносят дополнительные факты в его творческую биографию.
Самая примечательная часть коллекции — листы портретного характера, среди которых выделяется перовой набросок фигуры А. М. Горького на одном листе с зарисовкой композиции «Среди волн». Предполагается, что он исполнен в Пенатах в 1904 году во время чтения Горьким поэмы в прозе «Человек». Скорописью рисунка-стенограммы Репин зафиксировал на бумаге свои размышления, отражающие духовную жизнь русской интеллигенции в начале ХХ столетия. Завершают экспозицию произведения позднего периода, связанные с работой над картиной «Финские знаменитости» — групповым портретом, который запечатлел торжественный ужин в Хельсинки по случаю принесения Репиным своих полотен и картин русских мастеров в дар Финляндскому Художественному обществу в 1920 году.
Поступившая в ГТГ часть наследия Репина еще нуждается в изучении: уточнения требует авторство листа «В Неаполе», не до конца разгаданы некоторые другие рисунки, например «Среди солдат», сейчас находящийся на выставке «Маэстрия пера».
Также впервые после реставрации демонстрируется картина А. Д. Литовченко «Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского». Много десятилетий большое полотно (225 х 183,8) не покидало запасников Третьяковской галереи, поэтому оно незнакомо как широкому зрителю, так и большинству специалистов.
В основе сюжета картины «Царь Алексей Михайлович и Никон…» — эпизод из истории интронизации митрополита Новгородского Никона (1605–1681) на патриарший престол в 1652 году. Перед зрителем предстает торжественная сцена в Успенском соборе. Молодой царь Алексей Михайлович в праздничном одеянии и Шапке Мономаха стоит на коленях перед ракой с мощами митрополита Филиппа, рядом с ним — облаченный в патриаршую мантию Никон. Изображены и другие участники церемонии: духовенство, бояре, иностранные послы и представители народа. Работая над картиной, А. Д. Литовченко специально изучал архитектуру и росписи Успенского собора Московского Кремля, коллекцию Оружейной Палаты. В то же время он осознанно допустил «неточность», написав интерьер собора и серебряную раку святителя Филиппа в том виде, какими они были после реставрации ХIХ века. Для создания образа Никона позировал известный критик В. В. Стасов. Картина была приобретена в 1886 году П. М. Третьяковым.
Автор картины — Александр Дмитриевич Литовченко (1835–1890) — исторический и религиозный живописец, участник «бунта 14-ти» в Императорской Академии художеств. Член Товарищества передвижных художественных выставок, в 1868 году удостоен звания академика.
Коллективом реставраторов Третьяковской галереи под руководством А. И. Голубейко укреплен красочный слой картины, соединены края прорыва в правой верхней части; отреставрирована и авторская художественная рама.
Экспозиция будет открыта до конца марта в Лаврушинском переулке, 10 (залы № 46–48).
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090211_gtg_press_show.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090211_gtg_press_show.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.