«Словацкая фотография XX — XXI веков» в Москве
Сегодня вечером в Словацком институте в Москве состоится открытие выставки «Фотография Словакии. Эпоха модернизма. Произведения Милоша Догнаня, Ирэны Блюховой, Ладислава Фолтына и Вильяма Малика» из цикла «Словацкая фотография XX-XXI веков»
Сегодня в 18.30 в Словацком институте в Москве (2-я Брестская, 27) состоится открытие выставки «Фотография Словакии. Эпоха модернизма. Произведения Милоша Догнаня, Ирэны Блюховой, Ладислава Фолтына и Вильяма Малика» из цикла «Словацкая фотография XX — XXI веков».
Словакия — страна в центре Европы, и, ведомо то российской публике или нет, — одна из ключевых территорий на карте европейского модернизма 1920–30-х годов. В конце 1920-х в Братиславе открылась Школа художественных ремесел — художественный институт нового типа, где профессия художника преподавалась студентам с точки зрения ее функционального применения в современном обществе, где студенты изучали технологии, искусство формы и содержания — то, что сегодня мы называем дизайном. Среди педагогов новой школы были выпускники школ Баухауса в Германии и Австрии; как и в учебном курсе Баухауса, как и в новой революционной школе ВХУТЕМАС в Советской России, в Словакии особое внимание уделялось фотографии. Она становилась одним из актуальных инструментов нового искусства и его творца.
Первая выставка из цикла «Словацкая фотография XX — XXI веков» представляет творчество преподавателей и студентов «братиславского баухауса», как современники называли Школу художественных ремесел. На выставке показаны работы Милоша Догнаня (Miloš Dohnány), ученика знаменитого европейского авангардиста Яромира Функе (Jaromír Funke). Догнань был не только хорошим студентом, перенявшим ракурсы и динамику учителя, но стал ярким художником, сочетавшим современные композиции с сюжетами старой Братиславы, жизнь которой округла, нетороплива и неспешна, как будто не было ни Первой мировой войны, ни революций.
Ирэна Блюхова (Irena Bluhová) и Ладислав Фолтын (Ladislav Foltyn) окончили немецкий Баухаус. В сюжетах их фотографий, сделанных по возвращении на родину, запечатлена Словакия, какой она была в 1930-х. Молодые люди жили в столице, преподавали в школе нового искусства, но не только Братислава — вся страна жила «в старом стиле»: по воскресеньям в центре города гуляли приезжающие на рынок крестьяне в национальной одежде; дома без декора с большими окнами — в стиле функционализма — строились рядом с новыми домами, но с лепниной в стиле уходящего ар-нуво (art nouveau); страна продолжала быть аграрной… Глядя на фотографию Блюховой и Фолтына кажется, что молодые динамичные художники пытаются ритмом своих снимков подстегнуть реальность, сделать ее перемены активнее и заметнее.
Фотографии Малика (Viliam Malík) родились на стыке нескольких искусств, которыми он одновременно занимался: архитектуры, скульптуры, живописи и фотографии. Для Малика последняя — продолжение формальных поисков всего нового искусства, разговор на языке модернизма, столь внятный любому художнику из каждой европейской страны. Без перевода.
Эта выставка — начало словацкой фотографии ХХ века. До того как поколение Догнаня, Блюховой, Фолтына и Малика выступило на арт-сцене, фотография в Словакии была вне территории современного искусства, она была технологией, документом, историей, но не новым искусством. Новая модернистская фотография определила значимость словацкой фотографии в ряду европейских школ.
Цикл «Словацкая фотография ХХ — ХХI веков» состоит из шести выставок, обозначающих те периоды и направления фотографии ХХ — начала ХХI века, в рамках которых словацкая фотография стала заметным явлением в истории европейской и мировой фотографии. В числе выставок: репортаж о России, снятый в 1960-80-е годы крупными словацкими журналистами; работы концептуалиста Павла Пехи (Pavel Pecha); известного в театральной фотографии Камила Варги (Kamil Varga); поэта-фотографа Робо Кочана (Robo Kočan); победителя World Press Photo, известного европейского фотожурналиста Андрея Бана (Andrej Bán). Выставки пройдут в Словацком институте в Москве в течение 2009 года.
Цикл выставок сопровождается одноименным каталогом, который издается Центрально-Европейским Домом фотографии. Каталог на русском, словацком и английском языках. В него войдут описания всех шести выставок цикла, биографии фотографов и репродукции их произведений.
Экспозицию «Фотография Словакии. Эпоха модернизма. Произведения Милоша Догнаня, Ирэны Блюховой, Ладислава Фолтына и Вильяма Малика» в Словацком институте (2-я Брестская, 27) можно будет посетить до 27 февраля с 10.00 до 19.00 ежедневно, кроме субботы и воскресенья.
Источник: пресс-релиз Словацкого института в Москве
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090127_slovakia_photo.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090127_slovakia_photo.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.