Скандал в Германии. Аукционные дома годами продавали работы вымышленного художника
ARTinvestment.RU   04 сентября 2015

Немецкая полиция расследует дело о загадочном художнике-дадаисте Карле Вальдмане, который, по всей видимости, является плодом воображения банды мошенников, зарабатывавшей на продаже его работ

«А был ли мальчик?», — этим вопросом сейчас задается немецкая полиция, расследующая дело о загадочном художнике-дадаисте Карле Вальдмане (Karl Waldmann), чьи произведения годами проходили через немецкие аукционы. Вполне вероятно, что эта фигура является плодом воображения банды мошенников, зарабатывавшей на продаже его работ.

Как гласит легенда, художник Карл Вальдман родился в последнем десятилетии XIX в. в Дрездене, а в 1958 г. пропал в лагерях Советского Союза. В конце 1980-х,  вскоре после падения Берлинской стены, он был «заново открыт» неким французским журналистом, обнаружившим огромное количество его работ на блошином рынке где-то в Польше. Всего известно около 1200 произведений (в основном, коллажей) Вальдмана, созданных предположительно с 1930 по 1958. «Его родственники, с которыми удалось встретиться в 1989 г. и которые теперь уже умерли, объявили его “сумашедшим”. По их словам, он отказывался выставлять свои работы по “психическим” причинам, но надо полагать, что его решение, скорее всего, было связано с причинами безопасности в годы нацистского режима и сталинской цензуры. Согласно другой гипотезе, он не был “настоящим” художником, а занимался иной деятельностью и творил лишь в свободное время», — говорится на сайте, посвященном наследию Вальдмана.

Работы быстро распространились по аукционным площадкам, а некоторые даже вошли в собрание государственной галереи Кунстхаус Дрезден. Но недавно в этой истории стали обнаруживаться нестыковки.

О Карле Вальдмане нет ни одного упоминания в какой-либо искусствоведческой литературе; ни слова о нем хоть где-либо в документах его эпохи, да и после — во время его так называемого «повторного открытия» в 1989-м. Ни один факт его биографии, описанной на сайте, не имеет документального подтверждения.

Полиция начала расследование после заявления о возбуждении уголовного дела со стороны некого арт-дилера, посчитавшего себя обманутым. А в это время главный продавец работ Вальдмана, бельгийский галерист Паскаль Полар (Pascal Polar), продолжает настаивать на существовании дадаиста и подлинности его работ. «Я не понимаю, почему немецкая полиция сейчас это расследует», — сказал он в интервью изданию Berliner Kurier.

У Карла Вальдмана даже есть музей, правда, на его сайте сказано, что «в данный момент музей виртуальный и не имеет собственного здания, но существует проект, который сейчас на рассмотрении». Также есть указание о том, что большинство оригинальных работ Вальдмана хранятся в Брюсселе, но ни слова о том, где именно их можно прийти посмотреть. Есть некий адрес в Брюсселе, который просят указывать при публикации работ Вальдмана для соблюдения авторских прав, но реальный ли он — неизвестно.  

На сайте музея говорится о кропотливой и плодотворной работе комитета, изучающего наследие Карла Вальдмана. В числе членов комитета — и Паскаль Полар. Говорится, что только комитет может выдавать сертификаты подлинности на работы Вальдмана, и коллекционеров предостерегают о появившихся подделках.

Кунстхаус Дрезден обеспокоен происходящим и «вопросами, которые остаются без ответа». В музее предположили, что это, возможно, какой-то современный арт-проект, использующий мистификацию как художественный прием.

Если это действительно была мистификация, то можно, конечно, уповать на благие цели тех, кто ее создал. Однако в мире, где авангардных художников, как правило, подделывают с целью наживы, подозрения в злом умысле выглядят вполне оправданными.

Источники: artnet.com, karlwaldmannmuseum.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20150904_waldmann.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20150904_waldmann.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх