Крупнейшие в мире корпоративные коллекции искусства
ARTinvestment.RU   08 августа 2012

Для чего компании собирают произведения искусства? В чем особенность такого вида коллекций? Какие корпоративные собрания можно считать крупнейшими в мире? Свои ответы дает Forbes

Сотни и тысячи компаний по всему миру собирают произведения искусства. Для некоторых фирм это просто декор для офиса, другим картины и скульптуры достались по наследству от прежних владельцев, но для некоторых компаний коллекционирование — это особое искусство.

Большинство из нас ошибается, полагая, что корпоративные коллекции создаются только для того, чтобы выгодно вложить капиталы компании. Это один из главных мифов в отношении подобного рода собраний. Финансовая выгода далеко не главная цель.

Сайт Forbes путем опроса ряда арт-консультантов и кураторов составил список шести самых значительных корпоративных коллекций мира. И главным критерием отбора была совсем не инвестиционная находчивость предпринимателей, а то, используют ли они свои коллекции для улучшения жизни и образования сограждан. Кроме того, учитывалось, насколько собрание известно публике и часто ли оно выставляется. К примеру, даже если у компании есть 50 работ Пикассо, но они пылятся в хранилищах, то в рейтинг Forbes такая коллекция бы не попала.

Некоторые из этих собраний находятся в ведении специальных штатных кураторов, за другими присматривают приглашенные со стороны арт-консультанты. Одни корпоративные коллекции показываются широкой публике, другие доступны только сотрудникам. Коллекции, которые были проданы или пожертвованы музеям, не брались в расчет. Компания должна быть реальным держателем произведений искусства, чтобы иметь шанс попасть в рейтинг. Ни одна из опрошенных Forbes компаний не сообщила общую стоимость своей коллекции.

В шестерке ведущих компаний-собирателей оказался крупнейший швейцарский финансовый конгломерат UBS (Swiss bank). В распоряжении швейцарских банкиров уже 35 тысяч произведений модернистского и современного искусства. При покупке предпочтение отдается сравнительно малоизвестным, а значит, и не слишком дорогим молодым художникам. Философия UBS состоит в том, чтобы поддерживать ныне живущих художников на начальном и среднем этапе их карьеры. Банк предоставляет в аренду и жертвует отдельные произведения из своей коллекции таким известным музеям, как МОМА, однако большая часть собрания распределена по мировым филиалам банка и доступна только его сотрудникам. Каждые год-два работы мигрируют из одного офиса в другой, и во время таких передвижек кураторов осаждают звонками служащие, расстроенные вынужденным расставанием с полюбившимися творениями.

Финансовый конгломерат JPMorgan Chase может похвастаться коллекцией из 30 тысяч произведений искусства. В этой коллекции есть работы как общепризнанных мэтров вроде Сола Ле Витта, Роберта Раушенберга и Энди Уорхола, так и менее известных художников — например, амебообразные скульптуры из книг британца Джонатана Келлана. Начало собранию положил Дэвид Рокфеллер. В 1959 году, еще задолго до слияния с J.P. Morgan, в Chase Manhattan Bank Рокфеллером была утверждена первая в истории корпоративного мира программа по закупке произведений искусства. Банкира можно считать отцом-основателем современной культуры корпоративных коллекций, за консультацией к нему обращаются искусствоведы; после Рокфеллера другие компании поняли, что искусство им нужно не только для украшения стен.

Крупнейшая в мире корпоративная коллекция принадлежит Deutsche Bank. В этом банке искусство начали собирать в 1979 году — для того чтобы поддержать восходящих звезд немецкого искусства. С тех пор банк вырос, а вместе с ним выросла и его арт-коллекция, которая нынче насчитывает 57 тысяч единиц. Посетителей офиса Deutsche Bank на Уолл-стрит встречает колоссальная «Абстрактная картина (Фауст)» Герхарда Рихтера, которую видно даже с улицы через тонированное стекло. Это одна из лучших работ собрания. На каждом этаже головного нью-йоркского офиса Deutsche Bank представлено искусство разных направлений. Один этаж отдан под фотографии, другой украшают графические работы скульпторов, а на третьем представлены собственно скульптуры. Выставка на нижнем этаже доступна не только сотрудникам, но и клиентам банка. Куратор Лиз Кристенсен поясняет, что новые приобретения делаются с толком, с расстановкой, однако инвестиционная привлекательность работ не является решающим критерием при покупке.

Менеджер Кристин Роджерс (Kristin Rogers) из компании Progressive (один из лидеров в области автомобильного страхования в США) расценивает корпоративную коллекцию из 7800 произведений скорее как культурные, нежели финансовые инвестиции. С 1970-х годов компания собирает современное искусство, в том числе и на автомобильную тему, для того чтобы «налаживать общение между прогрессивными людьми». В компании регулярно проводятся дискуссии, мероприятия и выставки на базе коллекции.

К ведущим корпоративным собраниям мира Forbes относит и коллекцию Bank of America, хотя ее точные размеры представители банка не сообщили. Для этой компании главный принцип коллекционирования состоит в том, чтобы делать искусство доступным. Музеям и некоммерческим организациям работы из собрания Bank of America предоставляются для выставок бесплатно. Так, в 2011 году в Музее Крокера в Калифорнии прошла выставка 125 работ американских импрессионистов, составленная исключительно на базе коллекции Bank of America.

В 1987 году группа сотрудников компании Microsoft начала коллекционировать произведения искусства. Теперь это корпоративное собрание насчитывает почти 5 тысяч работ, которые распределены по 180 офисам компании по всему миру. Коллекция, согласно пояснениям на сайте, отражает «стандарты новаторства и креативности Microsoft». Любовь программистов-коллекционеров к креативу может, скажем, подтвердить работа Деворы Спербер «Star Trek». Это изображения героев известного фантастического сериала, составленные из 75 тысяч бусин. Издали эти занавеси из бус напоминают пикселизированные картинки.

Источник: forbes.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20120808_corporate_art.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20120808_corporate_art.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх