Венгрия требует закрыть 100-миллионное дело о реституции
ARTinvestment.RU   18 февраля 2011

Венгерские власти не намерены возвращать наследникам коллекционера Херцога принадлежавшие ему полотна Эль Греко, Лукаса Кранаха Старшего и другие

Прошло уже больше полугода с тех пор, как потомки венгерского банкира и коллекционера Мора Липота Херцога (Mór Lipót Herzog) обратились в американский суд, требуя у Венгрии реституции произведений на сумму 100 миллионов долларов. Наследники пытаются отвоевать около 40 произведений из когда-то крупнейшей частной коллекции Венгрии. Собрание Мора Липота Херцога в свое время насчитывало более 2500 работ, включая декоративно-прикладное искусство, скульптуру и живописные шедевры Лукаса Кранаха Старшего, Эль Греко, Франсиско де Сурбарана, Камиля Коро, Гюстава Курбе и других.

После смерти Мора Херцога в 1934, собрание перешло к трем его детям. Но в марте 1944 Венгрия была оккупирована Германией, и к власти пришло профашистское правительство, начавшее геноцид еврейского населения страны и конфискацию его собственности. Изъята была и коллекция Херцогов. Теперь она рассеяна по миру, но большая ее часть все еще находится в Венгрии. В частности, много картин банкира в собраниях таких известных учреждений культуры, как Венгерская национальная галерея, Будапештский художественный музей, Музей прикладного искусства и Будапештский технологический университет. С ними-то и хотят судиться внучки Мора Херцога Анджела и Джулия, проживающие в Италии, и его правнук из Америки Дэвид де Шепел (David de Csepel).

15 февраля Венгрия сделала официальное заявление: ответчик потребовал закрыть дело. По мнению правительства Венгерской Республики, их страна, как иностранное государство, обладает иммунитетом против исков в судах США. Действительно, существует американский Закон об иммунитете иностранных государств (US Foreign Sovereign Immunities Act, FSIA) перед американскими исками. Но в этом законе есть две оговорки, и, по мнению наследников Херцога, в данном случае руководствоваться следует именно ими.

Во-первых, подавать иски можно, если дело касается имущества, «отобранного вопреки международным законам». Эта характеристика, безусловно, применима к действиям профашистского правительства Венгрии 1940-х годов. И во-вторых, иностранное государство лишается иммунитета, если ведет «коммерческую деятельность» в Америке. Истцы указывают на то, что венгерские музеи зарабатывают на американских туристах, на продаже книг о работах из коллекции Херцогов, т. е. получают прибыль от США. И поэтому наследники требуют, чтобы венгерские музеи все равно ответили в американском суде.

В похожей ситуации уже много лет находится Фонд коллекции Тиссен-Борнемисы в Испании. Реституции картины Писсарро «Сент-Оноре. Полдень. Дождь» из собрания этого музея уже почти 10 лет добивается наследник Клод Кассирер. С одной стороны, Испания страна суверенная и не она, а Германия, эту картину незаконно изъяла. Но, с другой стороны, «коммерческую деятельность» испанский музей в США ведет, а значит, начинает действовать вторая оговорка. Летом прошлого года федеральный суд Калифорнии постановил, что мадридский Фонд коллекции Тиссена-Борнемиссы и Королевство Испания могут быть привлечены к суду наследником довоенного владельца, даже несмотря на то, что никакого участия в конфискации работы они не принимали.

Но у Венгрии, в отличие от Испании, в рукаве оказался еще один «козырь». Будапешт предъявил соглашение, подписанное в 1973 году между Венгерской Народной Республикой и США, по которому любые иски в американских судах из-за собственности, полученной Венгрией до 1973 года, были запрещены. Тогда мадьяры заплатили американцам 18,9 миллиона долларов за то, чтобы все претензии к Венгрии отныне приняло на себя правительство США и самостоятельно занималось их разрешением. А значит, обе оговорки Закона о иммунитете FSIA действовать не могут. Это соглашение отдельно оговаривало национализированную Венгрией собственность. А ведь еще в 1954 году все произведения искусства в государственных музеях, за которыми не обратились наследники, были национализированы.

Соглашение 1973 года — наследие холодной войны. Оно было подписано США для ослабления напряженности со странами Восточного блока. Такой же договор ВНР подписала и с Италией, а посему претензии итальянских внучек Мора Херцога также лишены оснований — считает Венгрия.

Ответчик в свою защиту также добавил, что в 1955 году по американской программе поддержки граждан, лишившихся собственности, бабушка и тетка Дэвида де Шепела уже получили компенсацию.

Наследники негодуют. По их мнению, Венгрия сначала украла их коллекцию, а теперь «прячется за фашистскими и прокоммунистическими законами и актами и последующим соглашением с США времен холодной войны», чтобы удержать их собственность. Они продолжат бороться за реституцию коллекции. Следующее официальное заявление со стороны истцов должно поступить до 1 апреля.

Источник: theartnewspaper.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20110218_herzogs_vs_hungary.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20110218_herzogs_vs_hungary.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх