Ведущие коллекционеры-миллиардеры от Forbes
Американское издание Forbes выпустило список миллиардеров, владеющих самыми ценными коллекциями произведений искусства
Американское издание Forbes выпустило список миллиардеров, владеющих самыми ценными коллекциями произведений искусства. Для подготовки рейтинга были опрошены коллекционеры, оценщики, галеристы, страховщики и представители аукционных домов по всему миру. В рейтинг не были включены арт-дилеры, например Ларри Гагосян (Larry Gagosian), владельцы корпоративных коллекций, например Билл Гейтс (Bill Gates), а также члены королевских династий, владеющие собраниями произведений искусства.
Оценки экспертов, касающиеся конкретных цифр, совпадали не всегда, однако почти все сошлись во мнении касательно имен ведущих миллиардеров-коллекционеров. В результате в окончательный список вошли 14 человек, имеющих частные собрания стоимостью от 700 миллионов долларов. Оценки были специально несколько занижены, приведенные в списке цифры следует считать минимально возможными суммами.
На первом месте оказался Филип Ниархос (Philip Niarchos), сын судоходного магната Ставроса Ниархоса (Stavros Niarchos). Ему принадлежит коллекция произведений искусства, стоимость которой оценивается по меньшей мере в 2 миллиарда долларов. Ее начало было положено в 1949 году отцом Филипа; позднее Ниархос-старший включил в собрание автопортрет Ван Гога (Van Gogh) с отрезанным ухом и автопортрет Пабло Пикассо (Pablo Picasso) «Yo, Picasso». Следующий владелец коллекции, Ниархос-младший, дополнил его работами современных авторов, в том числе «Автопортретом» Жана-Мишеля Баскии (Jean-Michel Basquiat) и «Красной Мэрилин» Энди Уорхола (Andy Warhol).
Вторую строчку рейтинга занимает французский миллиардер Франсуа Пино (Francois Pinault), владелец замков, виноградников и аукционного дома Christie’s. Его коллекция, которая включает более 2000 работ, оценивается в 1,4 миллиарда долларов. В ней имеются произведения более 80 авторов, в том числе Пабло Пикассо, Пита Мондриана (Piet Mondrian) и Джеффа Кунса (Jeff Koons). Многие из них можно увидеть в двух принадлежащих Пино венецианских музеях: Палаццо Грасси и Пунта делла Догана, открывшем свои двери для посетителей совсем недавно, в июне этого года. Однажды в интервью Forbes Франсуа Пино заявил: «Я интересуюсь искусством, которое бросает мне вызов, которое нарушает спокойствие и уверенность буржуазного образа жизни».
В числе лидеров также оказался Эли Броуд (Eli Broad) с собранием стоимостью в 1 миллиард долларов. Броуд, заработавший состояние на строительстве недвижимости, занимается коллекционированием уже около 40 лет. За это время ему удалось собрать около 2000 произведений более 200 авторов, среди которых Роберт Раушенберг (Robert Rauschenberg), Дональд Джадд (Donald Judd) и Энди Уорхол (Andy Warhol). Однако любимая его работа — «Кролик» Джеффа Кунса (Jeff Koons). В 1984 году Броуду перестало хватать места для размещения принадлежащих ему произведений искусства, что вынудило его создать собственный фонд — Broad Art Foundation, который предоставляет предметы из коллекции организациям во всем мире. Собрание Броуда продолжает активно пополняться — за прошлый год миллиардер приобрел 10 или 15 работ. «Мы не покупаем обычные вещи», — отметил он.
В миллиард долларов эксперты оценили и коллекцию медиамагната Дэвида Геффена (David Geffen), который проявил себя как весьма дальновидный покупатель и продавец. В течение нескольких месяцев 2006 года, задолго до спада цен на современное искусство, он выручил 420 миллионов долларов за четыре картины. В их числе оказались «Фальстарт» Джаспера Джонса (Jasper Johns), проданный за 80 миллионов, а также Police Gazette и «Женщина III» Виллема де Кунинга (Willem de Kooning) — за 63,5 миллиона и 137 миллионов соответственно (покупателем последних двух был Стивен Коэн (Steven Cohen)). Но и после этой продажи в собрании Геффена осталось достаточно шедевров для того, чтобы войти в список Forbes.
Не отстает от Дэвида Геффена Рональд Лаудер (Ronald Lauder), сын основательницы известной парфюмерно-косметической компании Эсте Лаудер (Estee Lauder). Первую работу для своей коллекции, автопортрет Эгона Шиле (Egon Schiele), он купил на 10 тысяч долларов, которые ему подарили в день совершеннолетия. По словам Рональда Лаудера, всего существует три категории произведений искусства: «О!», «Ого!» и «О, Господи!». Он предпочитает коллекционировать последние. В 2006 году он заплатил за «Портрет Адели Блох-Бауэр» Густава Климта (Gustav Klimt) 135 миллионов долларов — на тот момент эта сумма была самой большой из когда-либо уплаченных за одно произведение искусства. Сейчас, по имеющейся информации, Лаудеру принадлежит 4 тысячи произведений, и в том числе одна из лучших коллекций средневекового искусства и европейских доспехов. Помимо этого, он является почетным председателем совета попечителей нью-йоркского Музея современного искусства (MOMA) и выставляет предметы из своей коллекции в Neue Galerie в Нью-Йорке, которую он открыл в ноябре 2001 года
Британский ученый иранского происхождения Нассер Д. Халили (Nasser D. Khalili) является владельцем одного из крупнейших частных собраний исламского искусства, стоимость которого оценивается в 900 миллионов долларов. В него входит более 20 тысяч предметов, среди которых имеются редкие картины, ткани и манускрипты. Первый из них он купил, когда был еще подростком. Помимо этого Халили коллекционирует японское искусство эпохи Мэйдзи, индийские и шведские ткани, испанские произведения из металла.
На седьмой строчке рейтинга оказался глава компании Estee Lauder Леонард Лаудер (Leonard Lauder) с коллекцией кубистического искусства, стоимость которой оценена в 800 миллионов долларов. Ему принадлежат полотна «Обнаженная в кресле» (1909) Пабло Пикассо и «Блюдо с фруктами и стакан» Жоржа Брака (Georges Braque). Он начал собирать открытки и плакаты еще в детстве. Свою коллекцию из 25 тысяч японских открыток XX века он подарил Бостонскому музею изящных искусств. Леонард Лаудер также является почетным председателем музея современного искусства Уитни, которому в 2008 году он передал 131 миллион долларов.
Один из основателей Microsoft Пол Ален (Paul Allen) имеет внушительное собрание работ французских импрессионистов, постимпрессионистов и художников XX века, стоимость которого, по оценкам экспертов, составляет 750 миллионов долларов. По имеющейся информации, в него входят «Руанский собор в полдень» Клода Моне (Claude Monet), «Читающая» Пьера-Огюста Ренуара (Pierre-Auguste Renoir), «Поцелуй» Роя Лихтенштейна (Roy Lichtenstein) и «Числа» Джаспера Джонса.
Коллекция специалиста по инвестициям Леона Блэка (Leon Black), оцениваемая в 750 миллионов долларов, включает как работы старых мастеров и импрессионистов, так и произведения современных авторов. Именно он заплатил в 2005 году 27 миллионов долларов за скульптуру Константина Бранкузи (Constantin Brancusi) «Птица в пространстве». Леон Блэк также входит в совет попечителей музея Метрополитен и нью-йоркского Музея современного искусства (MOMA).
В десятке лидеров также оказался король хедж-фондовой индустрии Стивен Коэн (Steven Cohen), чью коллекцию эксперты оценили в 750 миллионов долларов. Он весьма активно скупает произведения искусства: говорят, что в последние годы он потратил на это до 500 миллионов долларов. Как уже упоминалось выше, именно Коэн приобрел у Дэвида Геффена две работы Кунинга. Он также согласился заплатить 139 миллионов долларов за «Сон» Пикассо. Однако сделка, к сожалению, не состоялась из-за того, что продавец Стивен Уинн (Stephen Wynn) случайно проткнул холст локтем. В числе громких приобретений Коэна также следует назвать «акулу в формальдегиде» (она же «Физическая невозможность смерти в сознании живущего») Дэмиена Хёрста (Damien Hirst).
В список миллиардеров, владеющих самыми ценными коллекциями произведений искусства, также вошли:
Генри Крэвис (Henry Kravis). 700 миллионов долларов. Именно Крэвис, соучредитель компании Kohlberg Kravis Roberts & Co., продал в 2008 году на торгах Sotheby’s «Отдыхающую танцовщицу» Эдгара Дега (Edgar Degas) за 37 миллионов долларов — на 9 миллионов дороже, чем он заплатил за нее в 1999 году. Он отдает предпочтение работам импрессионистов и современных авторов. В музее Метрополитен даже есть крыло, названное его именем. Его супруга Мари Жозе-Крэвис (Marie Josée-Kravis) возглавляет совет попечителей нью-йоркского MOMA.
Сэмюэл Ньюхауз младший (Samuel Newhouse, Jr.). 700 миллионов долларов. Владелец известной издательской компании Condé Nast еще в 1988 году заплатил 17 миллионов долларов за «Фальстарт» Джаспера Джонса — тогда эта цена стала рекордной на произведение ныне живущего художника. Впоследствии он перепродал картину Дэвиду Геффену, но уже за 80 миллионов. Ньюхауз более четверти века входил в совет попечителей MOMA, но в 2000 году ушел с должности из-за того, что приобрел у дилера от лица музея картину Пикассо «Мужчина с гитарой».
Эстер Гретер (Esther Grether). 700 миллионов долларов. В 1975 году Эстер Гретер унаследовала от своего последнего мужа косметическую компанию. Собрала ценную коллекцию произведений XX века, в которую входит более 600 предметов, в том числе работы Пабло Пикассо, Поля Сезанна (Paul Cezanne), Сальвадора Дали (Salvador Dali) и Альберто Джакометти (Alberto Giacometti). Имеются сведения, что она также является владелицей триптиха Френсиса Бэкона (Francis Bacon) «Май — июнь 1973», который сейчас экспонируется на передвижной выставке.
Лэсли Уэкснер (Leslie Wexner). 700 миллионов долларов. Владелец корпорации Limited Brands в 1984 году основал собственный фонд Wexner Foundation, а в 1989 году — Wexner Center for the Arts, галерею современного искусства с исследовательской лабораторией. В его коллекции имеются работы Пабло Пикассо, Анри Матисса (Henri Matisse), Эдгара Дега и Виллема де Кунинга.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20090801_forbes_top_collectors.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20090801_forbes_top_collectors.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.