На круизных лайнерах продают подделки?
Восемь покупателей подали в суд на галерею Park West, продающую произведения искусства на борту океанских лайнеров
Два года назад американка Шерон Дэй (Sharon Day) решила поехать с семьей в круиз по Карибскому морю. На борту лайнера, принадлежащего компании Royal Caribbean Cruises, была устроена выставка, на которой экспонировались произведения Пикассо, Дали, Рембрандта, Шагала и Миро. Шерон и ее муж Джулиан Хауард (Julian Howard) купили некоторое количество работ (общей стоимостью 98 тысяч долларов), в том числе 11 отпечатков Дали — иллюстраций к «Божественной комедии» Данте. Аукционист, проводящий торги на борту лайнера, заверил супругов, что работы редкие и представляют собой отличный объект для инвестиционной покупки. Хауард, большой поклонник каталонского сюрреалиста, поинтересовался, можно ли приобрести полное издание «Божественной комедии»...
После окончания круиза семья вернулась в Лондон, где Дэй и Хауард работают юристами. Вскоре им позвонил Моррис Шапиро (Morris Shapiro), директор галереи Park West, которая организует аукционы на борту лайнеров Royal Caribbean. Он сообщил, что ему удалось достать «чрезвычайно редкую» серию иллюстраций к «Божественной комедии» — 100 принтов в шести книгах. Десять недель супруги думали, покупать работы или нет. Шапиро рассказал им о провенансе отпечатков и о том, когда и как они были произведены. Он предоставил им сертификат подлинности, а также заключение эксперта, где говорится, что оценочная стоимость принтов составляет 510 тысяч долларов. Договорились на том, что Дэй и Хауард заплатят Park West 422 621 доллар. Как говорят супруги, это было наследство для их троих детей: они надеялись, что когда-нибудь работы Дали можно будет продать и заработать неплохую сумму.
Через несколько месяцев супругам срочно понадобились деньги: одна из их дочек, талантливая фигуристка, решила поступать в американскую академию фигурного катания. Они обратились к Шапиро с просьбой выкупить у них принты или помочь с продажей, но получили отказ. Шерон решила отдать работы на экспертизу Sotheby’s. Заключение специалиста аукционного дома шокировало ее: оказалось, что иллюстрации не такие уж и редкие — они регулярно появляются на публичных торгах. Более того, их стоимость в разы ниже той суммы, что заплатили супруги, — обычно такие принты приносят на аукционах от 60 до 80 тысяч долларов.
Шерон Дэй проконсультировалась с двумя экспертами по Дали, один из которых, Николя Дешарн (Nicolas Descharnes) — сын одного из самых авторитетных биографов художника. Эксперты заявили, что отпечатки настоящие, а вот карандашные подписи на них мог поставить кто угодно, но только не Дали. Супруги решили подать на Park West в суд.
Когда Дэй и Хауард приобретали работы, они были так уверены в безупречности своей покупки, что даже не обратили внимания на инвойс, где говорилось, что принты проданы на борту лайнера Royal Caribbean (а вовсе не в Лондоне, как было на самом деле). В документе был указан номер каюты супругов и даже номер покупателя аукциона, который они не посещали. Деньги, уплаченные за отпечатки, пошли на банковский счет, принадлежащий Royal Caribbean (компания получает процент со всех продаж Park West). Согласно инвойсу, сделка была совершена в международных водах, где не всегда работают британские и американские законы о правах потребителей. Представители Park West утверждают, что такой документ был нужен для того, чтобы Хауард и Дэй заплатили комиссию Royal Caribbean. По их словам, никаких номеров кают и номеров покупателей инвойс не содержит.
Шэрон Дэй и Джулиан Хауард — не единственные пострадавшие. Вместе с ними иск подали еще восемь покупателей. В их число входят Альберт и Вивиан Бест (Albert & Vivian Best), купившие на борту лайнера две литографии Марка Шагала. Когда они решили продать работы, выяснилось, что это не настоящие отпечатки, а страницы из французского художественного журнала, которые ничего не стоят.
В апреле этого года на Park West подали в суд двое нью-йоркских клиентов, их иски содержат похожие обвинения.
Обманутых покупателей поддерживает американская организация Fine Art Registry, которая даже создала сайт, где рассказывается о деяниях Park West. По словам представителей FAR, к ним обращались более двухсот человек, купившие в океанских путешествиях сомнительные отпечатки и картины.
Park West называет себя главным продавцом искусства в мире. Каждый год галерея реализует 300 тысяч принтов и полотен, половину из них — на круизных лайнерах. Годовой доход Park West — 300 миллионов долларов.
Если Шерон Дэй и другие обиженные покупатели выиграют дело, то это нанесет большой удар мировой индустрии круизов (оцениваемой в 30 миллиардов долларов в год). Значительную часть прибылей компаний, подобных Royal Caribbean, составляют доходы от продаж на борту различных товаров. На третьем месте по прибыльности находится торговля произведениями искусства. Надо отметить, что у восьми из девяти крупнейших круизных линий есть контракт с Park West. Торговые площадки компании имеются более чем на восьмидесяти судах.
Галерея, «штаб-квартира» которой находится в американском штате Мичиган, настаивает, что за всю свою 40-летнюю историю она не продала ни одной подделки. Она подала встречный иск против покупателей и Fine Art Registry, обвинив их в клевете с целью подрыва ее репутации. По утверждению представителей Park West, FAR руководствуется исключительно местью, так как в 2007 году галерея отказалась от ее услуг по маркировке произведений искусства. Компания отрицает эти обвинения.
Представители Park West заявляют, что могут привести примеры продажи иллюстраций к «Божественной комедии» по ценам, превышающим сумму, выложенную Шерон Дэй и ее супругом. Они также собираются представить доказательства подлинности подписей на отпечатках.
Royal Caribbean отрицает свою причастность к каким-либо противоправным действиям и утверждает, что относится к обвинениям в адрес Park West очень серьезно.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20090723_cruise_ship.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20090723_cruise_ship.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.