Городской совет Глазго готов судиться из-за картины Дали
Городской совет Глазго проводит разбирательство по поводу нелегального воспроизведения картины Сальвадора Дали «Христос Святого Хуана де ла Крус»
На протяжении уже более полувека полное драматизма распятие Христа, выполненное в темных тонах знаменитым Сальвадором Дали (Salvador Dali), считается одним из самых интересных религиозных произведений. Миллионы посетителей приходят посмотреть на него в довольно скромную муниципальную художественную галерею в Глазго.
Сейчас, через 57 лет после того, как члены городского совета Глазго приобрели это полотно у самого автора, «Христос Святого Хуана де ла Крус» оказался в центре юридического разбирательства, которое может затронуть производителей пепельниц и плакатов в США, Великобритании, Италии и Испании, а возможно, даже французскую группу Mercyless.
Члены городского совета считают, что ежегодно теряют десятки тысяч фунтов из-за большого числа неавторизованных копий этой картины, купленной за 8 200 фунтов. Сейчас же ее стоимость оценивается уже в 60 миллионов фунтов.
Адвокаты, выступающие на стороне городского совета Глазго, уже составили список из 50 компаний, производителей и даже художников, которые подозреваются в нелегальном воспроизведении шедевра Дали. 25 фирмам и индивидуальным предпринимателям по всему миру уже высланы предупреждения с просьбой прекратить копирование — или им придется предстать перед судом.
После того как эксперты в области интеллектуальной собственности из юридической фирмы Burness, нанятые членами горсовета, разберутся с крупнейшими поставщиками неавторизованных копий, они, вероятно, возьмутся за французскую группу Mercyless. На обложке их альбома 1992 года Abject Offering красуется фрагмент картины Дали. Представитель совета Глазго сообщил, что группе было отказано в разрешении на воспроизведение работы, однако музыканты утверждают, что использовали ее совершенно легально.
По словам Арчи Грэхема (Archie Graham), ответственного в совете Глазго за культуру и спорт, репродукции картины необходимо отслеживать еще и потому, что нужно уважать ее религиозный смысл и значение. «Мы не хотели бы видеть изображение этого произведения на низкокачественных товарах», — заявил он.
Эти разбирательства связаны с тем, что Дали, продавая картину в 1951 году, передал совету Глазго и все права на нее. В связи с финансовыми трудностями художник запросил за свое произведение 12 тысяч фунтов. Но затем Том Ханимен (Tom Honeyman), бывший в то время директором Художественной галереи Глазго, поторговался и сбил цену почти на треть. В 1925 году Дали подписал договор о продаже картины и переуступке всех прав на нее.
Тогда эта сделка вызвала массу протестов: звучали заявления о том, что эти деньги лучше было потратить на нужды колледжа и горожан. В забастовках даже принимали участие студенты Школы искусств Глазго.
На самом же деле покупка картины не стоила налогоплательщикам ни цента. Она была приобретена на средства из фонда, основанного от доходов с международной выставки Келвингроув 1901 года для покупки произведений искусства в коллекции городских музеев.
С тех пор «Христос Святого Хуана де ла Крус» всегда оставался в центре внимания. В 1961 году на него набросился сумасшедший, который разрезал его камнем и ножом. А в начале 1980-х кто-то выстрелил в картину из пневматического пистолета — тогда полотно спасло защитное покрытие.
Сейчас, как утверждает Грэхем, Тома Ханимена считают провидцем и чуть ли не героем. По оценкам городского совета Глазго, благодаря правам на эту картину казна пополнилась как минимум на 50 тысяч фунтов, что во много раз превышает первоначальную стоимость работы. Городской совет зарабатывает на разрешенных репродукциях около 2 тысяч фунтов в год. Однако, по мнению юристов, ущерб от нелегального воспроизведения работы Дали превышает эту сумму более чем в пять раз.
Как рассказал Колин Халм (Colin Hulme), специалист по интеллектуальной собственности, занимающийся этим делом от лица совета Глазго, в результате проведенного расследования выяснилось, что большая часть нелегальных копий изготавливается всего несколькими полиграфическими фирмами. Вполне возможно, что их обяжут выплатить отчисления за несколько предыдущих лет, пояснил Халм.
Некоторые компании даже заявили о том, что получили разрешение на воспроизведение картины в фонде «Гала — Сальвадор Дали» в испанском городе Фигерас, которому принадлежат права на большинство произведений художника. Однако недавно представительница фонда опровергла эти заявления: «Это очень редкий случай, когда Дали передал права вместе с работой. Однако я могу подтвердить, что права на картину принадлежат ее владельцу».
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20090129_dali_crucifixion.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20090129_dali_crucifixion.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.