«Литфонд» 7 апреля. Краткие итоги
ARTinvestment.RU   19 апреля 2016

Продали более 70 % каталога на 127,3 % от среднего суммарного эстимейта

7 апреля в стенах отеля «Марриотт Ройал Аврора» аукционный дом «Литфонд» провел одиннадцатые в своей истории торги «Редкие книги, рукописи, автографы, плакаты, фотографии и открытки».

Каталог аукциона, в который вошло 415 лотов, кажется, содержал в себе весь перечень тем, потенциально способных заинтересовать не только библиофилов, но, скажем, и филокартистов (подборка открыток в этот раз была одной из самых успешных для непрофильных аукционов), и даже историков: в каталог вошло несколько поистине уникальных экземпляров не библиотечного даже, а музейного уровня — например, один из сигнальных экземпляров уничтоженного тиража «Бесов» Достоевского, готовящегося к выпуску издательством Academia в 1935 году.

Заметим предварительно, что в этот раз вместе с цифрами, записанными в зале (а только на них мы строим свои статистические выкладки), пришлось воспользоваться и результатами, опубликованными на сайте «Литфонда», но об этом позже. А статистика прошедших торгов вышла не менее впечатляющей, чем перечень топ-лотов. В этот раз продали 291 из 415 лотов (более 70 %) каталога на общую сумму почти 35,6 миллиона рублей, или 127,3 % (!!!) от среднего суммарного эстимейта каталога. Главную роль в тот вечер играл зал, забравший более половины всех проданных лотов. В очередной раз удивил своей активностью Интернет: розыгрыш некоторых лотов очень сильно напоминал своеобразный пролог или даже репетицию прошедшего 16-е апреля первого в истории «Литфонда» онлайн-аукциона, участвовали в котором интернет-покупатели, телефон и заочные ставки. Итак, из 327 разыгранных при мне лотов продан был 261: 131 лот ушел в зал, 66 достались интернету, 56 — телефону. Что и говорить, при таком количестве желающих участвовать в розыгрыше каждого лота (количество интернет-участников большую часть аукциона держалось на уровне 50–55 человек, и еще примерно столько же сидело все это время в зале), заочная ставка была практически бессильна и победила всего лишь около десятка раз.

Тон аукциону задала бодрая продажа одного из топ-лотов каталога — прижизненного экземпляра «Описания путешествий в Московию и Персию» Адама Олеария, изданного в Шлезвиге в 1663 году (лот 1): самое знаменитое описание Московии XVII века ушло в зал по стартовой цене в 2 000 000 рублей.

Сразу за ним еще один лот высшей ценовой категории — «Введение в гисторию европейскую чрез Самуила Пуфендорфия. На немецком языке сложенное… Ныне же повелением Великого Государя Царя и Великого князя Петра Первого, Всероссийского Императора на российский с латинского переведенное» 1718 года — ушел в те же руки и тоже по старту, за 1 100 000 рублей.

Миллионные продажи, даже и по старту, — это хорошо, но не так захватывающе, как многошаговые баталии за более доступные лоты. А таких в ходе торгов 7 апреля произошло немало. Так, участник по интернету и один из телефонных игроков несколько десятков шагов не могли определить, кому же достанется лот 34 — Рукописный альбом Надежды Свечниковой 1833 года. Альбом в полукожаном переплете эпохи, содержащий стихотворения, акварельные и карандашные иллюстрации, а также вырезанные из бумаги силуэты, стартовав с 30 000 рублей, в ходе одного из самых долгих розыгрышей вечера подрос в цене почти в 20 раз и достался новому владельцу в Интернете за 550 000 рублей.

Ровно в 20 раз выше старта оказалась цена молотка и еще одного лота — редкого в полном комплекте двухтомного издания «Иллюстрированная хроника войны», выпущенного петербуржской типографией Э. Гоппе в 1877 году. Со старта в 30 000 рублей по заочной ставке зал, интернет и два телефона не уступали друг другу, пока итоговая цена по лоту не достигла 600 000 рублей. Победителем схватки вышел интернет-игрок.

Еще одна интересная баталия с участием нескольких телефонных претендентов, зала и интернета развернулась за «коллекционную ценность музейного уровня» — подносной экземпляр издания «Павловск. Очерк истории и описание. 1777–1877» (лот 94). Роскошный том в бархатном переплете с тройным серебряным обрезом со старта в 75 000 рублей достался победителю в зале за 650 000 рублей, почти в десять раз выше старта. Редкий случай: как показывает практика, такого почти не случается с предметами, старты которых начинаются выше 50 000 рублей.

На удивление, большим, т.е. почти 100%-ным, успехом на торгах «Литфонда» в этот раз пользовались открытки. Самым дорогим лотом этой категории стала подборка из 137 открыток с видами Санкт-Петербурга (лот 145), ушедшая по телефону за 70 000 рублей с 28 000 рублей старта.

Второй результат дня показал лот 125а — полный комплект многотомной «Истории 13-го Лейб-Гренадерского Эриванского Его Величества полка за 250 лет. М.Ф. — A. III. 1642–1892», изданный санкт-петербургской типографией В. С. Балашева в 1892 году. Лот был продан по старту в зал за 2 300 000 рублей.

Топ-лотом ожидаемо (и в прямом и в переносном смысле) стала библиофильская легенда — роман «Бесы» Ф. М. Достоевского, издание 1935 года. Несмотря на весь ажиотаж вокруг предстоящей продажи книги, она ушла всего лишь с первым результатом дня: с 2 800 000 старта по заочной ставке, книгу забрал интернет-участник за 3 400 000 рублей. Рекорда «Литфонда», равно как и рекорда сезона, не получилось. Как заметил в своем репортаже корреспондент одного из центральных каналов, торг по лоту был достаточно вялым. Конечно, нельзя исключать того, что свою роль сыграло обнаружение второго экземпляра этой редчайшей книги в частной коллекции в Орле (причем владелец купил ее, можно сказать, совсем дешево — за $20 000, вдвое дешевле, чем на «Литфонде»), но возможно, свою роль сыграл и так называемый «фактор трёх часов».

Много лет посещая различные аукционы, мы подмечаем общие для всех аукционных домов закономерности, из которых вполне можно вывести некоторые правила. Одно из таких правил (подтвержденное множеством примеров) гласит, что на четвертом часу любого аукциона (тематика, состав каталога, день недели и даже время проведения роли не играют) в ходе торгов все чаще возникают различные заминки: покупатели пропускают лоты и просят их вернуть на торги, телефонные номера набираются все дольше, даже аукционист нет-нет да и запнется. Все это приводит к дальнейшему затягиванию аукционного процесса, полной апатии зала (а иногда зал попросту расходится) и как следствие — к неминуемому снижению покупательской активности и результативности продаж. Кто знает, насколько азартнее торговались бы за Достоевского, если бы покупатели к началу розыгрыша лота были бодры и веселы, а ведь в этот раз к трехсотым лотам приступили, когда заканчивался уже даже не третий, а четвертый час аукциона.

Собственно, в этом и причина, по которой о многих цифрах статистики в этот раз мы можем говорить приблизительно: к началу пятого часа торгов я вынуждена была уйти — до полуночи осталось уже меньше часа. К счастью, пропустила я не очень много: на оставшиеся почти 90 лотов Елене Горской хватило менее 30 минут. Последний лот был разыгран примерно в 23:20 (стартовали торги, напомню, в семь часов вечера). Уверена, что организаторы и сами знают о «правиле третьего часа», но их можно понять: когда на руках такие книжные сокровища, ну кто, формируя каталог, будет думать о том, сколько часов займут торги!

Прошедший аукцион для «Литфонда» получился одним из самых удачных в весеннем сезоне. С чем мы их и поздравляем!

Удастся ли «Литфонду» превзойти результат 7 апреля (напомним: 70 % по лотам и 127,3 % в денежном выражении), покажут следующие очные торги, которые пройдут 21 апреля в залах «Чехов» и «Тургенев» гостиницы «Метрополь».


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/russia/20160419_litfond.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20160419_litfond.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх