Аукцион 20 мая «Русское искусство XVIII — XXI веков» в доме «Кабинетъ». Краткие итоги
ARTinvestment.RU   25 мая 2015

Сильный каталог комфортного размера привлек публику и обеспечил результат, который безусловно следует занести аукциону в актив

В прошедшую среду, 20 мая, в зале аукционного дома «Кабинетъ» состоялся очередной, 29-й аукцион «Русское искусство XVIII — XXI веков». В каталог аукциона вошло 184 лота, среди которых были живописные и графические работы музейного уровня, а также интереснейшая подборка ДПИ. В перечень топ-лотов аукциона в этот раз вошли работы как мастеров первого ряда, чьи имена и сегодня ассоциируются с самим понятием «русское искусство», — небольшой пейзаж Василия Поленова «Крепостные башни на берегу моря» (лот 16), пейзаж Николая Рериха «Замок Гесер Хана» (лот 33) из знаменитой серии о герое монгольского эпоса Гесер Хане, двусторонний рисунок Роберта Фалька «Ночной вид Парижа с Эйфелевой башней» (лот 41) и др., — так и художников, чья слава пришлась в основном на вторую половину XIX века, — например «Женский портрет» Александра Морозова (лот 7), члена Санкт-Петербургской артели художников, входившего в число самых востребованных портретистов своего времени.

К чести организаторов, собрав качественный каталог непривычно малого по нынешним временам (но оптимально комфортного для участников) размера, они не стали искусственно увеличивать его объем за счет, например, лотов стоимостью в несколько сотен рублей.

Каталог аукциона был поделен на четыре тематических раздела: «Живопись и графика XIX — XXI веков», «Русское декоративно-прикладное искусство XIX — XX веков», «Русская фарфоровая скульптура XVIII — XX веков» и «Советская фарфоровая скульптура», что, учитывая разнонаправленную тематику аукциона, помогло ориентироваться по ходу торгов (коллекционеры изобразительного искусства зачастую не обращают внимания на ДПИ и наоборот).

Давно на аукционах не было настолько сильного каталога, и неудивительно, что к началу торгов в зале был аншлаг: понаблюдать и поучаствовать в аукционном действе собралось порядка пяти десятков человек. Что интересно, по завершении торгов в стринге изобразительного искусства состав публики в зале несколько изменился, но уменьшился не сильно.

Всего на аукционе с молотка ушла почти половина лотов — 90 из 184. Наторговали на 18,4 миллиона рублей, или 42,68 % от среднего эстимейта каталога. Наиболее успешными в этот раз стали покупатели по телефону, выкупившие более трети — 37 из 90 проданных лотов, 29 раз оказались победными заочные ставки, 24 лота ушло в зал.

Самой дорогой покупкой дня стал лот 16 — пейзаж «Крепостные башни на берегу моря» (1900–1910-е) В. Д. Поленова, анонсированный организаторами среди топ-лотов аукциона. Небольшое по формату (17,2 × 26,8) масло ушло в зал по старту за 1 450 000 рублей. Надо сказать, что из семи самых дорогих лотов каталога, чей старт начинался с цифры в миллион (или выше) рублей, кроме картины Поленова, была продана лишь одна работа — двусторонний рисунок Роберта Фалька «Ночной вид Парижа с Эйфелевой башней» и «Обнаженная в чулках, сидящая, подогнув под себя ноги» (лот 41) — 1 200 000 рублей в зал по старту.

Рекордсменом по доходности, принесшим 43,97 % всей выручки (12,6 миллиона рублей) ожидаемо стал раздел из 103 лотов живописи и графики, открывавший торги. Помимо рекордной покупки дня, розыгрыш лотов в сегменте изобразительного искусства запомнился одним из самых продуктивных в ходе всего аукциона торгом и несколькими очень успешными (тематическими и авторскими) подборками работ. Так, 100 %-ную результативность показал стринг из четырех работ Эрте (лоты 59–62). Четыре эскиза костюмов из серии «Знаки Зодиака», созданной художником в 1955 году для знаменитого кабаре «Мулен Руж» ушли к покупателю на телефоне по стартовой цене — 50 000 рублей за каждую работу.

Очень хорошо была встречена публикой коллекция из пяти картин художника Николая Григорьева (лоты 43–47): новых владельцев обрели 4 из 5 лотов в этой подборке, причем половина — с торгом и превышением не только старта, но и верхней планки эстимейта. Так, лот 43 — лиричный, атмосферный летний пейзаж «Вечер. Столетние ивы. Малоярославец» (1933) — со старта в 750 000 рублей, в борьбе участника в зале и покупателя на телефоне, достался первому за 875 000 рублей. Лот 46 — акварель 1918 года «В Найдёновском саду», стартовав с 240 000 рублей, ушел одному из двух телефонных претендентов за 300 000 рублей. Остальные две работы (лоты 45 и 47) были проданы по стартовым ценам в 260 000 и 390 000 рублей по телефону и в зал соответственно.

Безусловной удачей организаторов можно назвать и подборку из пяти эскизов театральных костюмов к спектаклям театра им. МОСПС (Моссовета) 1930–40-х годов (лоты 36–40), в которую вошли работы Александра Тышлера, Роберта Фалька и Меера Аксельрода. Настоящим событием дня стал торг по лоту 36 — эскизу театрального костюма к спектаклю «Чапаев» в постановке театра им. МОСПС, выполненному А. Тышлером в 1930 году. Первоначальная оценка работы в 530 000–800 000 рублей намекала, что, скорее всего, за работу будут торговаться (обычно разница между границами эстимейта не бывает такой большой), но, кажется, результат превзошел все ожидания. В борьбе за лот приняло участие 5 человек — заочный биддер, два претендента на телефоне и два игрока в зале; каждый из них сражался до последнего, но головы никто не терял: большая часть торга прошла осторожными ставками по полшага. В итоге выиграл сильнейший (и упрямейший) участник из зала, забравший рисунок Тышлера за 1 350 000 рублей.

В разделе русского декоративно-прикладного искусства XIX — XX веков (лоты 104–121) было продано лишь 5 лотов из 18. Общая выручка по разделу составила 1 550 000 рублей. Самым дорогим лотом тут стали парные фарфоровые тарелки с изображением островов Суматры и Борнео (лот 104), созданные в первой трети XX века на заводе братьев Новых в селе Кузяево Богородского уезда Московской губернии, ушедшие по стартовой заочной ставке в 630 000 рублей. Единственным лотом раздела, заинтересовавшим более одного покупателя, стала декоративная тарелка с картиной Александра Беггрова «Корабли на рейде», созданная неизвестным мастером во Франции в конце XIX века. Стартовав со 180 000 рублей, в борьбе двух телефонов и заочной ставки, тарелка ушла победителю на телефоне за 280 000 рублей.

В разделе русской фарфоровой скульптуры XVIII — XX веков обошлось в основном без сюрпризов. Распродали 38,2 % (13 из 34) лотов, наторговали на 38,2 % от среднего эстимейта раздела (2,67 миллиона рублей). Все проданное уходило либо с минимальным торгом, либо по старту. Кроме одного лота, результат которого кроме как курьезным, пожалуй, и не назовешь. Как бы странно это ни звучало, но дольше и упорнее всего в прошедшую среду торговались за голову чиновника. Именно так называлась бисквитная, с полихромной росписью (и утраченным винтом!) фигурная пробка, выполненная в 1880-е годы на заводе Гарднера в Вербилках (лот 135). За пробку бой вели два представительных джентльмена в зале. Начав с 18 000, в несколько десятков шагов, быстрым темпом, под веселые комментарии (и аплодисменты) зала, претенденты на «Голову чиновника» довели финальный счет до феноменальных 300 000 рублей, за которые пробка досталась победителю. А вы говорите — кризис!

Рекордным по доле проданных лотов (17 из 29, или 58,6 %) стал завершавший торги раздел советской фарфоровой скульптуры, принесший в копилку организаторов чуть менее 1,6 миллиона рублей. Предметом самой крупной сделки в этом стринге стал лот 164 — фарфоровая фигурка «Волейболистка» («Девушка с мячом»), выполненная на ЛФЗ во второй половине 1930-х годов по модели скульптора Натальи Данько. С 500 000 рублей в два шага лот ушел новому владельцу по телефону за 600 000 рублей. Двукратным превосходством цены молотка относительно старта отметилась другая фарфоровая статуэтка ЛФЗ — фигура «Прическа», выполненная скульптором Галиной Столбовой в 1960-х годах. Со стартовых 30 000 рублей, в споре двух телефонов, фигурка досталась победителю за 60 000 рублей.

Достойным завершением торгов стала подборка из семи лотов, посвященных теме балета. Изящные, завораживающие сложностью своих поз и чистотой силуэта балерины расходились одна за другой. Непроданной осталась только знаменитая статуэтка «Г. С. Уланова в партии Одетты в балете “Лебединое озеро” П. И.Чайковского», выполненная по модели скульпторы Елены Янсон-Манизер в 1940 году (лот 178) — ее, пожалуй, подвела слишком высокая цифра старта — 330 000 рублей,.

Что же, результаты 29 аукциона дома «Кабинетъ», с полным правом записываем в актив и с нетерпением ждем новых торгов «Кабинета», запланированных на 16 июня 2015 года.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/russia/20150525_kabinet.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20150525_kabinet.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх