Аукцион № 52 «В Никитском». Краткие итоги
ARTinvestment.RU   22 мая 2015

39 % проданных лотов и выручка 4,4 миллиона рублей, что составило 40 % от среднего суммарного эстимейта. Топ-лотом стало первое прижизненное издание пьесы И. Бабеля «Закат» с автографом

В четверг, 21 мая, в «Доме антикварной книги в Никитском» состоялся букинистический аукцион № 52 «Художественная литература. Редкие книги и Автографы. Издания о творчестве писателей и поэтов XIX–XX вв.». Торги прошли в хорошем, бодром темпе, свыше 400 лотов торговали два часа. В зале присутствовало около двух десятков зрителей, при этом активных покупателей среди них было тоже много — человек семь или восемь. В результате больше всего лотов было куплено именно залом — 76 (46 % от всех проданных лотов). Столь же активными, но чуть менее упрямыми и удачливыми оказались интернет-пользователи: им в итоге досталось 36 лотов, но могло быть и больше — если бы не зал. Телефонные покупатели приобрели 20 лотов (торговались за гораздо большее число изданий), а по заочным ставкам купили 31 лот — в основном без борьбы и по нижним эстимейтам. Общий же итог — 39 % проданных лотов и выручка 4,4 миллиона рублей, что составило 40 % от среднего суммарного эстимейта. Хороший рабочий результат.

Самым дорогим стал лот № 325 — первое прижизненное издание 1928 года пьесы Исаака Бабеля «Закат» с автографом автора. Эту пьесу Сергей Эйзенштейн считал «лучшей по мастерству драматургии пооктябрьской пьесой», сам же Исаак Бабель понимал, что пьеса про «благородного» одесского бандита Беню Крика не имеет ничего общего с революцией и «чудовищно дисгармонирует с тем, что теперь в театре делают». После ареста по обвинению в «антисоветской заговорщической террористической деятельности» и расстрела писателя в 1939 году все его книги были изъяты из библиотек и списаны в макулатуру. Вновь произведения Бабеля начали печатать только после посмертной реабилитации в 1954 году. Экземпляр первого издания «Заката», таким образом, представляет безусловную редкость. Подстегнула интерес коллекционеров и дарственная надпись рукой Бабеля в адрес Петра Петровича Сувчинского (1892–1985) — публициста и музыканта, одного из лидеров евразийского движения среди русских эмигрантов в Париже. За книгу вступили в борьбу участник в зале и телефонный игрок, лот почти вдвое вырос в цене и достался покупателю в зале за 300 тысяч рублей (эстимейт 160–180 тысяч рублей).

И еще один автограф разыграли с большим превышением эстимейта. Это был лот № 56 — сборник стихотворений Ивана Бунина «Листопад», выпущенный в 1901 году московским издательством «Скорпион». На сборнике есть дарственная надпись автора Одесскому Литературно-Артистическому Обществу, членом которого был Бунин. В борьбу за лот вступили два игрока в зале, поднявшие цену с 90 до 250 тысяч рублей.

А лотом ранее по верхней планке эстимейта, за 220 тысяч рублей, ушла в зал целая библиотека: 20-томник «Библиотека великих писателей» издательства Брокгауза и Ефрона 1901–1904 гг., включающий полные собрания сочинений Пушкина (6 томов), Шекспира (5 томов), Байрона (3 тома), Мольера (2 тома) и Шиллера (4 тома).

Это, собственно, и были три самых дорогих лота минувшего аукциона. Остальные лоты в большинстве своем уходили по ценам, не превышающим нескольких десятков тысяч рублей. По ценовой доступности эти торги можно считать образцом для подражания. Были издания и за несколько тысяч рублей, например. За одну такую книжку 1912 года, скромно оцененную в 1 000 рублей, получился курьезный торг. После прочтения ведущей интригующего названия «Небывалый случай с покойницей, которую заживо похоронили в могиле» один из участников в зале со словами «О, моя тема!» сделал ставку. Но не тут-то было: на рассказ-страшилку в духе городских легенд, как оказалось, претендуют еще два телефонных участника. Когда дошли до 15 тысяч рублей, ведущая заметила, что в книге всего около 15 страниц. Видимо, мысль о тысяче рублей за страницу несколько вразумила игроков, и на том и остановились. Страшный рассказ о купеческой дочке, восставшей из могилы, будет читать кто-то, кто торговался по телефону.

Из интересных продаж стоит упомянуть уход за 110 тысяч рублей (при эстимейте 38–40 тысяч) редкой книги стихотворений Максимилиана Волошина «Стихи о терроре», изданной в Берлине в 1923 году. За нее боролись участник в зале и телефонный игрок, победителем вышел телефон. Неожиданный всплеск покупательского интереса вызвали несколько детских книг из серии «Гришкины путешествия» со стихами Н. Крандиевской и рисунками Е. Кутцер, выпущенные берлинским издательством «Накануне» в 1923 году (каждая из них выставлялась с эстимейтом 4–4,2 тысячи рублей). Если первая книжка о путешествиях Гришки в Африке ушла за 7 тысяч рублей, то за три оставшихся, повествующих соответственно о приключениях героя в Австралии, Сибири и на Северном Полюсе, телефонный и очный участник торговались каждый раз до 70–75 тысяч рублей. Видимо, кто-то всерьез увлечен этим приключенческим циклом.

Ну и, наконец, 120 тысяч рублей, при эстимейте 45–50 тысяч, заплатили за автограф художника Николая Купреянова на обложке книги Бориса Пастернака «Зверинец» 1929 года. Призыв художника «Не унывай, Женя!» адресован Евгении Эндриксон, учившейся вместе с Купреяновым в ВХТИ. Чего мы и нашим уважаемым читателям желаем!


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/russia/20150522_nikitskiy_21st_may.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20150522_nikitskiy_21st_may.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх