Букинистический аукцион в Никитском 26 февраля. Краткие итоги
ARTinvestment.RU   04 марта 2015

Продано 48 % лотов на 69 % от среднего эстимейта каталога. Почти все топ-лоты ушли в Интернет

В четверг, 26 февраля в «Доме антикварной книги в Никитском» состоялся аукцион «Редкие книги, рукописи, автографы, фотографии и открытки». Организаторы включили в каталог свыше 500 лотов и продали 242 (48 %) из них. Благодаря активному торгу зала, телефонов, а главное, интернет-участников, суммарная выручка торгов достигла 14,3 миллиона рублей, что составляет 69 % от среднего суммарного эстимейта.

К очным игрокам на этот раз ушло 97 лотов — дело обычное. Телефоны активизировались ближе к концу аукциона, и в итоге им досталось 60 лотов. Заочка же выиграла 18 раз. Но больше всего удивила интернет-статистика: торговавшимся онлайн досталось 67 лотов, и, что самое интересное, в Сеть ушли почти все топ-лоты (а это издания от 500 тысяч до 1,4 миллиона рублей!). Как нам сообщили представители компании, наладившей в «Никитском» интернет-торги, посещаемость была высокой: 35 онлайн-участников, т.е. тех, кто делал ставки, и довольно много наблюдателей (в зале и на телефонах участников было на порядок меньше, хотя лотов они купили больше).

Покупки дорогостоящих лотов через Интернет становятся нормой. Некоторые сомнения и скепсис, по-видимому, уже преодолены, и мы движемся в совершенно новую аукционную эпоху. Уже не обязательно выискивать парковку, проводить часы в аукционных залах или сидеть на телефоне в ожидании звонка, покупки можно делать самостоятельно и дистанционно из любой точки мира. А для тех, кто до сих пор сомневается, всегда есть возможность приехать в аукционный дом заранее и осмотреть интересующие лоты.

Самый дорогой лот вечера был куплен именно через Интернет. Личный блокнот Венедикта Ерофеева, с помощью которого он общался с окружающими во время болезни (из-за рака горла писатель потерял голос и переписывался с собеседниками в подобных блокнотах), после торга с залом был куплен онлайн-участником за 1,4 миллиона рублей (эстимейт 1–1,2 миллиона рублей). По материалам этого самого блокнота в 2013 году в Государственном литературном музее была устроена целая выставка, под названием «Без голоса», посвященная 75-летию со дня рождения В. Ерофеева.

Еще один литературный артефакт — первый сборник стихов Николая Гумилёва «Путь конквистадоров», изданный в 1905 году на средства родителей поэта тиражом всего 300 экземпляров, — также достался покупателю через Интернет. Жаркий спор между претендентом в зале и онлайн-игроком закончился на отметке 800 тысяч рублей — вдвое выше старта 400 тысяч рублей (эстимейт 400–450 тысяч рублей).

Третьим по стоимости лотом торгов стал автограф Андрея Белого, адресованный Марине Цветаевой, на сборнике его стихов «Звезда». В схватку за такую редкость вступили заочный игрок, интернет-участники и телефонный покупатель. За глубоко личное послание (дословно — «Дорогой Марине Ивановне Цветаевой с чувством неосязаемой, но вечной связи. Андрей Белый. 1922 год. Берлин») спорили до 550 тысяч рублей, что в 9 раз выше эстимейта (60–70 тысяч рублей). И снова обладателем лота стал интернет-пользователь.

Коллекционерам был предложен и еще один автограф Андрея Белого, только адресат уже был совсем другой — Сталин. Автограф относится к 1931 году: после возвращения на Родину в 1923 году Андрей Белый безуспешно пытался наладить живой контакт с советской культурой, выступал как литературовед и мемуарист, и посвящение Сталину было поставлено им на первом томе его мемуаров «На рубеже двух столетий» (2-е изд. М.; Л.: Земля и фабрика, 1931). Оценен этот автограф был в 400–500 тысяч рублей, а куплен игроком в зале за 500 тысяч рублей. 

Подборку из 5 писем, 4 фотографий с подписью и одного автографа Александра Вертинского (лот 384) купил за 280 тысяч рублей игрок в зале (эстимейт 250–280 тысяч рублей). В автографах чувствуется тонкий юмор артиста. Например, в письме, адресованном жене композитора А. Ф. Козловского, Вертинский пишет: «… Девчонки мои вытянулись как мальвы под забором. Никого не слушают, ничем, кроме наших убогих нарядов, не интересуются и, по-видимому, твердо решили наверстать время, упущенное за период пребывания в пеленках!..»

Раздел книг по гражданской и военной истории был раскуплен на 45 % (купили 35 книг из 78), однако вырученные 2,5 миллиона рублей — это 91 % от среднего суммарного эстимейта, то есть многие лоты ушли здесь с превышением эстимейтов. Более всех отличились издания «Иосифа Флавия древности иудейские» (лот 18; эстимейт 100–120 тысяч рублей; результат 300 тысяч рублей), «[56] стихотворений» Н. М. Языкова (лот 31; эстимейт 28–30 тысяч рублей; результат 110 тысяч рублей) и «Генералиссимус князь Суворов» (лот 43; эстимейт 150–160 тысяч рублей; результат 320 тысяч рублей).

В стринге научных и религиозных книг топ-лотом стало роскошное подарочное издание в переплете синего бархата «Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры» (лот 119). Книга 1890 года в коллекционной сохранности заинтересовала нескольких участников в Интернете и телефонного покупателя. Финальная ставка в 200 тысяч рублей была сделана по телефону (эстимейт 48–50 тысяч рублей).

Хороший результат был показан в разделе «География, путешествия, геральдика и генеалогия»: купили 17 из 29 изданий (58 %) на общую сумму 2,22 миллиона рублей. Со значительным превышением эстимейтов ушли книги «Описание Киевософийского собора и Киевской епархии…» 1825 года (лот 158, эстимейт 120–130 тысяч рублей, результат 200 тысяч рублей); «Записки об Енисейской губернии Восточной Сибири» И. Пестова (лот 160, эстимейт 70–80 тысяч рублей, результат 140 тысяч рублей) и книга М. И. Пыляева «Старый Петербург. Рассказы из былой жизни столицы. С 100 гравюрами» (лот 172, эстимейт 80–100 тысяч рублей, результат 140 тысяч рублей).   

Раздел «Библиография и книговедение» запомнился нешуточным торгом за «Систематический каталог книг на русском языке Императорской Публичной библиотеки по части правоведения, политических и статистических наук» 1863 года (лот 269). За книгу спорили четыре игрока в зале, заочные покупатели и Интернет. Начали с 30 тысяч рублей, а остановились только за 180 тысячах. И вновь обладателем заветного букинистического трофея стал интернет-участник.

А вот детскую книгу Даниила Хармса «Игра», оформленную художником Владимиром Конашевичем, разыграли уже без участия Интернета. Игрок в зале и телефонный покупатель торговались за очень редкое издание 1930 года, предварительно оцененное в 180–220 тысяч рублей, до 510 тысяч рублей. Обладателем книги стал игрок в зале. Вообще же, в аукционном каталоге «Никитского» целый раздел был посвящен известному книжному иллюстратору Владимиру Конашевичу (лоты 470–504), и это был один из самых успешных стрингов. Из 35 лотов — детских изданий, оформленных Конашевичем, его литографий и оригинальных рисунков — купили 21 лот (60 %) на общую сумму 1,076 миллиона рублей (111 % от среднего суммарного эстимейта). Самым дорогим изданием Конашевича, помимо уже упомянутой книги Хармса, стал 16-страничный альбом «Рожи» 1925 года, о котором ярые борцы с формализмом в конце 1930-х писали: «альбом “Рожи” как наглядное пособие следовало бы сдать в музей ПВХО для изучения последствий поражения ОВ [отравляющими веществами. — М.О.]» (Витинг Н. Иллюстрации В. М. Конашевича в детской книге // Детская литература. — 1938. — № 2. — С. 22, 33). Но времена меняются, и на букинистическом аукционе «В Никитском» за это «наглядное пособие» заплатили 170 тысяч рублей — почти втрое дороже эстимейта 60–70 тысяч рублей.

И пока над нашими головами бушуют экономические и политические бури, пока настроение финансовых и сырьевых рынков колеблется в диапазоне от «всё пропало» до «почти всё пропало» — букинистические торги в очередной раз демонстрируют спокойствие и уверенность в завтрашнем дне. К сожалению, фраза «рукописи не горят» после пожара в библиотеке ИНИОНа, несколько потеряла свою незыблемость, но вот то, что коллекционеры книг не поддаются унынию и пессимизму и никакие бури им не страшны, — факт проверенный временем. Чего и нам всем пожелаем.



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх