«Кабинетъ» 8 октября: «Русская живопись и графика XIX — XX веков». Краткие итоги
ARTinvestment.RU   16 октября 2014

Один из самых дорогих «живописных» каталогов года — со средним эстимейтом более 100 миллионов рублей — раскупили более чем наполовину

8 октября в аукционном доме «Кабинетъ» прошел аукцион «Русская живопись и графика XIX — XX веков».

В этот раз аукционному дому удалось собрать без преувеличения один из самых дорогих «живописных» каталогов этого года — его средний эстимейт превысил 100 000 000 рублей. Среди 165 лотов каталога работ с шестизначными эстимейтами набралось более двадцати. Раскупили, к сожалению, не все из них, но об этом ниже. Основную часть аукционных лотов составили пейзажи — как показывает практика, один из самых востребованных в наши дни жанров изобразительного искусства. Кроме того, в списке авторов присутствовал целый ряд «музейных» имен художников первого ряда, признанных мастеров жанра: И. И. Шишкин, А. К. Саврасов, В. Д. Поленов, Ю. Ю. Клевер, А. М. Васнецов… этот список можно продолжать и продолжать. Особо отметим, что заметную часть каталога составили работы действительно высокого качества, которых хватило бы не на один список топ-лотов.

Всего в ходе торгов с молотка ушло 85 (51,52 %) лотов на общую сумму почти в 35 миллионов рублей (34,89 %). Более полусотни собравшихся в зале — люди явно не случайные: как известно, живопись и графику лучше всего смотреть воочию, ни одна репродукция, ни один монитор не передают все тонкости цвета и техники, а также энергии, заложенной в произведение автором. Зал живо реагировал, торговался, комментировал происходящее и в итоге забрал себе 37 лотов. Телефон выиграл 28 раз, 20 раз победила заочная ставка.

Темп торгам задал розыгрыш первого же лота. Два телефона и зал начали борьбу за небольшую акварель Георга Эмануэля Опица «Казачьи офицеры в Париже», написанную во второй половине 1810-х — 1820-е годы, с 750 000 рублей; самым настойчивым оказался один из телефонных участников: молоток ударил на ставке 1 000 000 рублей, утвердив продажу, а заодно и рекорд для графики всего аукциона на первом же лоте.

Следующие несколько лотов (за исключением офорта И. И. Шишкина «Кама близ Елабуги», ушедшего в зал за 60 000 рублей со старта в 30 000) продавались или по старту, или с торгом в один-два шага. Все в зале ждали главного события дня.

Среди множества прекрасных работ художников первого ряда особо выделялся пейзаж «Летний день» А. К. Саврасова (лот 8), предварительно оцененный в 14–17 миллионов рублей. Этот тонкий, теплый, словно светящийся изнутри классический вид на реку, избушки у воды и одинокое дерево по достоинству был оценен сразу двумя игроками на телефонах. Начав с 13 000 000 рублей, соперники, в атмосфере напряженного молчания зала, двигались по полшага до финальной цифры в 15 000 000 рублей, за которые картина досталась победителю. Действительно впечатляющий результат — рекордный для прошедших торгов и пятый за всю историю продаж работ художника на открытых аукционных торгах. Поздравляем покупателя с замечательным приобретением.

Вторая цифра вечера тоже родилась в борьбе. Захватывающе долгий торг произошел между участником в зале и телефонным покупателем за обладание летним пейзажем «Солнечный день» И. Ф. Шультце. Всё началось с 2 500 000 рублей, соперники долго обменивались ставками, сдаться покупателя в зале вынудила ставка 4 200 000 рублей, предложенная телефонным участником.

Еще один топ-лот аукциона — «Картина родной природы» А. Б. Лаховского (лот 56) — со старта в 1 550 000 рублей, в споре двух претендентов в зале и телефонного участника, ушла в зал за 2 300 000 рублей.

Одним из самых результативных, с превышением старта почти в 5 раз, оказался торг за лот 75 — подготовительный рисунок тушью на бумаге для ксилографического портрета А. С. Пушкина работы мастера ксилографии Павла Павлинова. Стартовав с 27 000 рублей по заочной ставке, рисунок был разыгран между двумя телефонами и участником в зале, который его и выиграл за 130 000 рублей. Отмечу, что это всего лишь второе появление работ П. Я. Павлинова на аукционных торгах, и несомненно, учитывая существующий интерес к его творчеству, результаты продаж работ этого художника будут только расти.

Полностью распродан стринг из пяти работ Александра Николаевича Бенуа, художника, чьи произведения находятся под пристальным вниманием коллекционеров и инвесторов. Три листа 1928 года к балету «Вальс» на музыку Мориса Равеля, поставленного в парижской Гранд-Опера, были предварительно оценены в 160 000–180 000 рублей каждый (лоты 61–63) и достались покупателю на телефоне по стартовым ценам. А вот за два эскиза костюмов к «Пиковой даме» (эстимейт 195 000–220 000 рублей), выполненных для Государственного академического театра оперы и балета (ГАТОБ, бывш. Мариинский театр) в Петрограде в 1921 году (лоты 64 и 65), боролись и заочная ставка, и телефон, и зал. В результате эскиз костюма Германна (лот 64) с заочного старта в 195 000 рублей ушел в зал за 270 000, а эскиз костюма Лизы (лот 65) в споре с телефоном достался тому же участнику в зале за 240 000 рублей.

К несомненным удачным находкам организаторов аукциона можно отнести два стринга художников второй половины XX века — Ники Георгиевны Гольц (лоты 113–119) и Светозара Кузьмича Русакова (лоты 155–160), также раскупленные полностью. Более того, результаты прошедшего «Кабинета» стали рекордными в пока все еще небольшой аукционной истории каждого из художников. Так, работа Гольц «Дача в Н.И.Л.» 1949 года (лот 117) со старта в 50 000 рублей в борьбе двух телефонов и зала ушла последнему за рекордные 170 000 рублей. Остальные работы Гольц — 5 пейзажей маслом и лот из 26 эскизов костюмов и декораций для постановки балета Л. А. Половинкина «Негритенок и обезьяна» в Детском музыкальном театре — также ушли с торгом и превышением старта в среднем в полтора-два раза. Что касается Светозара Русакова, то его рекордный результат — 68 000 рублей за кадр № 28б из выпуска № 5 мультфильма «Ну, погоди!» 1973 года (лот 156). Этот лот, как и остальные работы в стринге этого замечательного художника, ушел в зал по старту.

Однако, несмотря на все рекорды и положительные итоги, непроданными осталось много работ, называвшихся перед началом торгов в числе топ-лотов аукциона. Это, например, и прекрасный, выразительный пейзаж «Ночь на реке Аа», созданный в 1902 году в Латвии Юлием Клевером-старшим (лот 39), и интересный стринг из трех живописных и одной графической работы Р. Р. Фалька (лоты 98–101). Можно долго рассуждать о том, что же пошло не так — кивать на кризис, на то, что конкретно по этим лотам спрос не совпал с предложением, и пр. Однако, похоже, причина гораздо прозаичнее: «хорошая работа, но дорогая», как не раз слышалось в тишине зала после объявления очередного лота. Давайте попробуем подтвердить или опровергнуть такую точку зрения, основываясь на результатах аукционных продаж, собранных в нашей базе. Эстимейт, скажем, работы Клевера — 3 150 000–4 000 000 рублей — вполне сопоставим с рекордной ценой художника в России (сравнивать московские результаты, например, с лондонскими смысла нет: слишком разная у нас динамика ценообразования): 4 830 000 рублей было заплачено за эталонный «Зимний пейзаж» Клевера 2 июня 2011 года на торгах Российского Аукционного дома. С 2011 года дороже 2,5 миллиона рублей цен в России на Клевера не было. Что касается Фалька, то его рекордные цены в России — 9 000 000 рублей за масло «Снег. Рождество в Покрове» 1906 года (лот 21) на аукционе Галереи Леонида Шишкина 13 октября 2013 года и 650 000 рублей за сепию на бумаге «Обнаженная» («СОВКОМ», 18 мая 2010 года, лот 33). В каталоге «Кабинета», напомню, пейзаж Фалька «Берег у моря в Бердянске» (1924, лот 98) предлагался с предварительной оценкой 9 500 000–11 000 000 рублей, а акварель «Тополя и дом с розовой крышей» (середина 1930-х, лот 100) за 850 000–1 200 000 рублей. Выводы делайте сами.

В заключение поздравим аукционный дом, которому удалось в довольно сложных условиях собрать один из лучших каталогов последнего года и показать достойный результат. А тем, кто планирует выставить свои вещи на торги, неважно в каком доме, возможно, будет любопытно прочитать одну из наших прежних публикаций «Как продать картину на московском аукционе. Советы начинающим»; она появилась год назад, но советы в ней основаны прежде всего на здравом смысле, так что вполне могут пригодиться и сегодня.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/russia/20141016_kabinet.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20141016_kabinet.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх