Смешанные торги 2 октября на аукционе «В Никитском». Краткие итоги
ARTinvestment.RU   15 октября 2014

После долгого перерыва прошел смешанный аукцион «PRO Искусство. Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство; редкие русские книги, автографы и фотографии»

2 октября в «Доме антикварной книги в Никитском» вновь продавали изобразительное искусство. В семь часов вечера стартовал после долгого перерыва (предыдущие торги этой же тематики прошли в Никитском переулке в конце мая) аукцион «PRO Искусство. Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство; редкие русские книги, автографы и фотографии».

Смешанные торги пока не стали регулярным событием в аукционном расписании дома «В Никитском», тем интереснее наблюдать за их ходом.

Нынешний, осенний каталог заметно больше, чем его весенний предшественник: 428 лотов (против 302 выставлявшихся весной) в шести тематических разделах: «Печатная графика русских художников XVIII — XIX вв.», «Русская — советская живопись XIX — XX вв.», «Оригинальная графика русских художников XIX — XX вв.», «Искусство театрального костюма и декорации XX в.», «Печатная графика русских художников XX в.» и «Редкие книги, автографы и фотографии». В каталог вошли работы художников музейного уровня, в том числе Александра Маковского, Аристарха Лентулова, Филиппа Малявина, Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова и др., а также целые стринги работ многих актуальных авторов XX века — например, Николая Тырсы, Евгения Чубарова, Дмитрия Плавинского и др.

Изобразительное искусство нельзя назвать профильным направлением дома «В Никитском», тем не менее к началу торгов в аукционном зале собрались в основном постоянные клиенты, проявившие наибольшую активность и в этот раз.

Всего в ходе аукциона был продан 191 из 428 лотов. 105 лотов забрал зал, 37 — телефон, 47 раз выиграла заочная ставка, и 2 раза — интернет. Успешнее всего (не удивительно) разошлись книги: 99 из 193 лотов (51,3 %), причем в денежном выражении результат в этом сегменте каталога получился, как всегда в Никитском, очень уверенным: 1,85 миллиона рублей, т. е. 63 % от среднего эстимейта книг. В крупном стринге графики (суммарно оригинальной и тиражной) продали 90 из 223 лотов (40,3%), это, кстати, несколько выше средних значений профильных (!) московских аукционов в этом году.

Зал и телефон включились в борьбу с самого первого лота. Первый значимый торг разгорелся уже на 11-м лоте: офорт на бумаге «Основание города Петербурга Петром Великим в 1703» (1797) работы Пьетро Новелли приглянулся одному из участников в зале и телефонному покупателю, которые совместными усилиями подняли цену лота в пять раз относительно старта и остановились на 40 000 рублей. Самой дорогой покупкой открывавшего аукцион стринга печатной графики XVIII — XIX веков стал лот 17 —литографированный портрет Дениса Давыдова 1820х гг работы К. К. Гампельна. За этот редчайший портрет героя войны 1812 года (эстимейт 20 000–22 000 рублей) спорили сразу и зал, и телефон, и заочная ставка, давшая старт в 80 000. Обычно, кстати, при таком превышении эстимейта на старте всё и заканчивается, но не в этот раз. Торг вышел довольно долгим, напряженным, и удар молотка знаменовал победу покупателя в зале на ставке 140 000 рублей. Всего же в первом разделе было продано 14 из 25 лотов на общую сумму почти 700 000 рублей.

Единственной покупкой маленького (8 лотов), но самостоятельного (уже с прицелом на будущее) раздела живописи XIX — XX веков стал лот 29 — небольшое (10,7 × 16,2) масло на картоне С. И. Васильковского «Днепровская плавня. Екатеринославская губерния» (1900-е), ушедшее телефонному покупателю по старту за 75 000 рублей.

Раздел оригинальной графики XIX — XX века из 130 лотов был распродан ровно на треть и принес устроителям в общей сложности чуть более 1  000 000 рублей. Розыгрыш лотов оригинальной графики запомнился по стрингам отдельных художников: интересна была живая реакция в зале на то или иное имя, отразившаяся и в аукционных протоколах. Например, были куплены все три работы В. В. Лебедева (лоты 72–74, эстимейт каждого 12 000–13 000 рублей): «Клоунесса» (лот 72) и «Волейболистка» (лот 74) ушли в зал за 17 000 и 12 000 рублей соответственно, а вот портрет поэтессы Ольги Берггольц (лот 73) стартовал с 30 000 рублей, почти втрое выше эстимейта, по заочной ставке и ушел по старту.

К трем разным покупателям в зале ушли 4 из 6 работ (лоты 86–91) Татьяны Мавриной, а за пейзаж «Московская улица» с карандашным наброском женской фигуры на обороте (1940) боролись сразу два участника в зале и телефон. Начали с 35 000, закончили на 75 000 рублей, зал оказался упрямее.

Все три рисунка Евгения Чубарова (лоты 161–163) разошлись по стартовым ценам 60 000 рублей к заочным покупателям.

Интересно, что рекордной покупкой раздела оригинальной графики XIX — XX веков стал не рисунок, а автограф (лот 154). Письмо писателя Андрея Платонова художнику Константину Ротову от 12 марта 1950 года стартовало с 50 000 рублей заочной ставки и примерно после десятка шагов торга заочки, зала и телефона ушло в зал за 130 000 рублей.

Рекордной покупкой раздела театральной графики («Искусство театрального костюма и декорации XX века») со вторым результатом вечера вообще стал лот 164 — эскиз костюма Палача к оперы М. П. Мусоргского «Хованщина» работы К. Ф. Юона. Рисунок с дарственной надписью внука Юона писателю В. Лаврову стартовал со 100 000 рублей и был продан в зал за 150 000 участнику, сумевшему перекупить телефонную ставку.

Из 64 лотов стринга печатной графики (лоты 183–246) новых владельцев нашла почти половина. Самой дорогой покупкой здесь ожидаемо стал лот 185 — 6 автолитографий Наталии Гончаровой к футуристическим изданиям (1912–1913). Автолитографии из собрания Виноградова (ранее находившиеся в архиве Гончаровой и Ларионова) со старта в 60 000 рублей ушли в зал за 65 000. Интересный торг получился между двумя участниками в зале за лот 199 — пробные варианты суперобложки к повести А. Фадеева «Разгром» работы А. И. Самойловских. За две обложки вели дуэль участники в зале, поднявшие цену почти в 4 раза выше старта. Лот достался победителю за 22 000 рублей.

В завершавшем аукцион разделе «Редкие книги, автографы и фотографии» было продано 93 из 182 лотов. Самым дорогим лотом и раздела книг, и вообще всего аукциона стал перевод книги Мауро Орбини «Книга Историография початие имене, славы и расширения народа славянского, и их царей…» (1722): покупатель на телефоне заплатил за него 340 000 рублей.

Как видите, выдающихся рекордов (не считая рекордного уровня шума в зале и количества отвлекающих аукциониста обращений из зала же) аукцион не установил. Однако количество участников и уровень их вовлеченности в процесс показывает, что интерес публики к заявленному направлению, несомненно, есть. Посмотрим, что будет дальше. А пока — спасибо аукционисту Елене Горской за выдержку и практически безупречное ведение торгов.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/russia/20141015_nikitsky.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20141015_nikitsky.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх