Аукцион «В Никитском» 17 сентября. Краткие итоги
ARTinvestment.RU   25 сентября 2014

В прошлую среду, 17 сентября в Никитском прошли уникальные для отечественного арт-рынка торги, целиком посвященные советскому дизайну и рекламе

Дом антикварной книги в Никитском славится своими тематическими аукционами, и сейчас, когда аукционный сезон в Москве набирает обороты и торги идут чуть ли не каждый день, подобное разнообразие как никогда приятно. А в прошлую среду, 17 сентября в Никитском прошли уникальные для нашего арт-рынка торги, целиком посвященные советскому дизайну и рекламе. В мировой практике подобными подборками никого особо не удивишь: известные аукционные дома вроде Christie's или Bonhams и др. практически на регулярной основе проводят торги коллекционных изданий, не предназначенных для долгого хранения (на английском языке это раздел коллекционных вещей носит названиеEphemera и включает в себя рекламные проспекты, этикетки, упаковки, закладки, каталоги, почтовые открытки, письма, брошюры, плакаты, проспекты, билеты, приглашения и т. п.), но отечественный рынок только начинает открывать для себя огромный мир коллекционной эфемерики.

Помимо экспериментальной тематики, организаторы смогли удивить еще и оригинальной организацией аукционного каталога, каждый раздел которого представлял отдельный вид продукции, подобно различным отделам гастронома. Так, участники торгов за два с небольшим часа посетили отделы бакалеи и булочно-кондитерский, отделы «Овощи — фрукты», «Мясо-молочный», «Детский мир», «Главрыба», «Вино-водочный отдел» (в котором организаторы заботливо уточнили, что «использование изображений продукции не является рекламой; продукция предназначена для коллекционных целей»), отделы «Парфюмерия», «Табачный ларек» (с тем же предупреждением) и «Универсам». В состав каждого раздела каталога входило несколько лотов оригинального графического дизайна — в основном гуашевые образцы и макеты упаковок, а также разнообразные варианты тиражной продукции: упаковки, этикетки, конфетные обертки, каталоги продукции, рекламные плакаты и т. д.

Советский промышленный и рекламный дизайн, в первые десятилетия своего существования по-настоящему новаторский, может служить отличным примером и источником вдохновения для нового поколения дизайнеров, т. е. советская эфемерика имеет не только бесспорное художественное и коллекционное, но и практическое значение. Но она же — настоящий памятник ушедшей эпохи, вызывающий воспоминания не у одного поколения. Фантик — это же сокровище, фантики коллекционировали, складывали в коробки, после чего прятали в укромное место, например под кровать; а еще фантики сворачивали особым образом и азартно играли в них: нужно было положить фантик на край стола и снизу щелкнуть по нему так, чтобы он, перевернувшись в воздухе, упал на правильную сторону! Победителю доставался фантик и обиженные крики проигравших, за жульничество могли побить. Или давно забытые вкусы отечественных продуктов — повседневных и дефицитных (плюс воспоминания о том, какими извилистыми путями к праздникам этот дефицит добывался). Вот что вызвал к жизни каталог советской эфемерики.

Поэтому обстановка в аукционном зале на протяжении всего хода торгов была весьма приподнятая, присутствующие полтора десятка человек то и дело отпускали комментарии, делясь воспоминаниями.

В цифрах результаты прошедшего аукциона таковы: с молотка ушло 211 из 409 лотов на общую сумму более 1,5 миллиона рублей (63,48 % от среднего суммарного эстимейта). Оригинальные образцы тиражной продукции были распроданы на 100 %, почти все — по старту. Покупал в основном зал (111 лотов), 67 раз победили заочные ставки, 32 лота забрали интернет-участники. Телефон участвовал (и победил) всего один раз.

Самой дорогой покупкой в тот вечер стал лот 376 — альбом с образцами литографированной продукции 5-й литографии (1948), состоящий из 48 листов (и 150 образцов продукции) и выпущенный к 800-летию Москвы, ушедший за 250 000 рублей по старту по заочной ставке.

Лот 261 — коллекция этикеток и упаковок для карандашей, красок и авторучек, состоящая из 182 образцов 1940–50-х годов, — ушел по старту в 60 000 рублей и стал рекордной для прошедших торгов покупкой зала.

Рекордной по сумме сделкой с онлайн-участием стала покупка первого номера журнала «нового художественного костюма и искусства» «Ателье» за 1923 год. Настоящая редкость, журнал, первый номер которого оказался единственным (в Петрограде 1920-х издавать модный журнал было попросту не на что), был продан по старту за 45 000 рублей.

Единственным приобретением телефонного участника стал лот 386 — очень красивый литографированный образец дизайна упаковки <блузок и рубашек> для фабрики «Красная швея» 1950-х годов за 1 500 рублей.

Одним из самых результативных, а также самым упорным и веселым вышел торг за лот 349 — рекламную листовку «Курите папиросы “Путина”» за которую схватились участник в зале и интернет-покупатель. Эстимейт (3 000–3 200 рублей) и стартовая цена (5 000) выглядели мирно и не предвещали какого-либо значительного результата. Однако, спустя пару десятков шагов, стало ясно, что оба претендента на лот настроены весьма серьезно, а публика в зале совсем не против сопроводить торг комментариями и понаблюдать, чем дело закончится. В итоге лот достался онлайн-участнику за 38 тысяч рублей, более чем в 7 раз выше старта.

Еще один такой же упорный, но не такой веселый торг состоялся за лот 331 — рекламный календарь Ленинградского Государственного Табачного Треста на 1928 год с рекламой сигар. Начав с 6 000 рублей, претендент в зале и онлайн-участник остановились на сумме 46 000 рублей, чуть-чуть не дотянув до 50 000 рубежа (психологически важной отметки, как любят сегодня называть подобные цифры различные СМИ). На изумленные вопросы присутствовавших, дескать, зачем вообще платить такие большие деньги за такой маленький (7,5 × 11 см) календарик, победитель ответил, что именно его ему не хватало для полной коллекции. Так что поздравляем удачливого коллекционера с ценным для него приобретением!

В «прейскуранте» открытого в Никитском переулке вечером 17 сентября «гастронома» хоть и были только товары отечественного производства, но в свое время вряд ли кто-нибудь видел их всех одновременно на полках, даже столичные магазины такого разнообразия себе позволить не могли!

Заслуживает отдельного упоминания обширнейшая — 336 штук! — подборка довоенных конфетных оберток московских, ленинградских, нижегородских, киевских, одесских и др. кондитерских фабрик (лот 67а). Коллекцию редких, отличной сохранности оберток выиграла без боя заочная ставка в 70 000 рублей.

Большим успехом пользовались образцы дизайна в отделе «Парфюмерия». Редкий лот этого раздела обходился без участия сразу нескольких претендентов в зале и интернет-ставок. Например, довольно упорно два участника в зале и интернет-покупатель сражались за лот 323 — два образца дизайна этикетки одеколона «Москвичка» с изображением Полины Жемчужиной — управляющей трестом «ТЭЖЭ» и женой В. М. Молотова на одной из этикеток. Лот ушел в зал за 8 000 рублей, вчетверо выше старта.

Торги за каталог образцов Всесоюзного объединения по снабжению и сбыту стекольно-фарфорово-фаянсовой промышленности «Европейский и азиатский фарфор и фаянс» за 1933 год начались с 15 000 рублей, победил интернет-участник, предложивший ставку 26 000 рублей.

Интерес публики к происходящему не угасал до самого конца торгов. Последний серьезный торг состоялся за лот 401 — подборку советских гостиничных наклеек на багаж 1960–80-х годов (всего 51 штука). Борьбу за лот интернет-участник и владелец заочной ставки начали с 7 500 рублей, в итоге заочный покупатель заполучил себе коллекцию наклеек за 13 000 рублей.

Поздравляем аукционный дом с хорошей идеей и ее удачной «первой ласточкой». Надеемся, что остальные аукционные площадки в том или ином виде подхватят эту перспективную тему и в будущем нас ждет еще не один интересный (и познавательный) аукцион эфемеристики.

А пока несколько лотов этикеток, билетов и прочих подобных изданий можно найти в аукционном каталоге торгов «Дома антикварной книги в Никитском», запланированных на 2 октября.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/russia/20140925_nikitsky_17_sept.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20140925_nikitsky_17_sept.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх