Живописные торги галереи «Три века». Краткие итоги
ARTinvestment.RU   16 сентября 2014

Первый живописный аукцион в новом сезоне состоялся в галерее «Три века» 14 сентября. Подборку рисунков и картин серьезно усилил стринг антикварной мебели и ДПИ

В воскресенье 14 сентября в галерее «Три века» состоялись первые в этом московском аукционном сезоне торги живописи и графики. Подборку рисунков и картин в этот раз дополнил стринг антикварной мебели и предметов декоративно-прикладного искусства XVIII—XIX веков (лоты 221—230).

Первый по-настоящему осенний промозглый день сделал явку на аукционе лучше, чем на выборах. К назначенному времени начала торгов в аукционном зале не было свободных мест, понадобились дополнительные стулья. Что касается результатов, они вполне в духе общемосковской статистики живописных торгов и для первого аукциона в сезоне довольно неплохи: 35% уход по лотам и 29% уход по деньгам. Выручка 6,3 миллиона рублей. Доступная графика по-прежнему раскупается лучше, чем дорогая живопись: с молотка ушло 38,5% работ на бумаге против 23,6% работ на холсте. Завершавший торги небольшой стринг мебели и ДПИ разошелся на 50%, причем за пять проданных в этом стринге лотов удалось выручить почти столько же, сколько за 57 реализованных графических лотов (1,7 миллиона рублей против 1,8 миллиона рублей). Живопись, соответственно, принесла 2,7 миллиона рублей.

Прежде, чем говорить о ключевых продажах этого аукциона, хотелось бы в очередной раз попытаться сформулировать составляющие успеха той или иной работы на торгах. Три главных ингредиента, делающих работу «вкусной» для покупателей, это, пожалуй, все-таки имя, качество и цена. Художник должен быть известный и котирующийся на рынке, сама вещь должна быть качественной, и цена должна быть не завышенной. При исполнении всех этих трех условий работа почти наверняка продастся, ну или, по крайней мере, ее шансы будут выше, чем у работ, не соответствующих всем трем критериям.

Бывают, конечно, и исключения — недооцененные авторы, очень качественные вещи редких на торгах художников, суперпривлекательный эстимейт и т.д. Так, самым дорогим живописным лотом прошедшего аукциона стал «Портрет девочки» кисти малоизвестного сегодня, но весьма популярного в свое время художника и портретиста Виктора Штембера (Штемберга). Вещь очень тонкая, нежная, безусловно, удачная (недаром ее взяли на обложку каталога). В итоге заочка и зал спорили за портрет с 900 тысяч до верхней границы эстимейта 1,4 миллиона рублей. Победил заочный участник. Еще одно такое «исключение» — индустриальный пейзаж «ТЭЦ» (1985) заслуженного художника Мордовской АССР Владимира Якутрова (р.1946). Работа этого художника была выставлена на аукционные торги впервые, и, тем не менее, за нее вступили в борьбу двое телефонных игроков, которые довели цену молотка до 500 тысяч рублей (вдвое больше эстимейта 210–265 тысяч рублей).

Получилось, что два самых дорогих лота прошедшего аукциона всем трем критериям не соответствовали. Однако это все равно не умаляет значимости этих условий. Возьмем в пример один из непроданных лотов. Пейзаж известнейшего художника Василия Поленова «Избушка в деревне. Абрамцево». Все бы было отлично, однако размер у вещи «открыточный» (8,8х12,6), поэтому эстимейт 750–950 тысяч рублей кажется неоправданно высоким. Работы Поленова такого формата за такие деньги продавались разве что в 2007–2008 году (больше всего похож «Этюд» размером 9,9х15, купленный в мае 2008 на московских торгах за 1,2 миллиона рублей), однако за последние пять лет ни одна «открыточная» работа Поленова в России за такие деньги не ушла. Был единственный пример на Christie’s в 2013 году: пейзаж «Рыбацкая лодка в Этрета, Нормандия» (10,5х18) купили за 15 тысяч фунтов, и на этом все. Устанавливать эстимейт, ориентируясь на этот единичный случай, вряд ли стоит.

Теперь возьмем обратный пример, когда качественная вещь хорошего художника предлагается по доступной цене. Скажем, выразительный рисунок Михаила Соколова «Принцесса цирка» предлагался за 63–80 тысяч рублей и в итоге ушел к покупателю в зале за 85 тысяч рублей. А театральная зарисовка всемирно-известного режиссера Сергея Эйзенштейна «Театр К.С.Елисеева “Аптека”» досталась телефонному покупателю за 95 тысяч рублей при эстимейте 78–100 тысяч рублей. За 90 тысяч рублей (эстимейт 72–90 тысяч рублей) был продан небольшой (38,5х28) «Портрет девушки» кисти Надежды Удальцовой — выгодная покупка с учетом того, что большие живописные портреты этой художницы нередко продаются в семизначном диапазоне. Еще одно громкое имя — Эрнст Неизвестный. Оригинальный рисунок фломастером «Мыслители» разыграли еще до торгов два заочных участника: в результате при эстимейте 24–30 тысяч торг стартовал 32 тысяч и на этом и остановился.

Конечно, нельзя секреты аукционного успеха уложить в несколько правил. Ни одна работа не застрахована от неудачи так же, как и от неожиданного прорыва. Все-таки мы говорим о мире прекрасного, поэтому решение о покупке той или иной вещи нередко принимается под влиянием момента и любви с первого взгляда.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/russia/20140916_triveka.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20140916_triveka.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх