- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Пейзаж 1978 год
- Батурин Александр Борисович - 8 пейзажей
- Картину Даниила Архипенко "Стеклотара 2013." холст/масло
Как правильно провести благотворительный арт-аукцион
ARTinvestment.RU 07 августа 2014
Некоторые считают, что стоит заявить благородную цель — и дальше всё случится само собой: на торги соберутся какие-то люди и все раскупят. Сильно заблуждаются. Благотворительный аукцион с искусством потребует от устроителей больших усилий
Аукционы произведений искусства все чаще выбираются устроителями в качестве формата публичных благотворительных мероприятий. Есть высокая цель, спонсоры, помещение… Казалось бы, всего-то осталось объявить время — и дальше все произойдет само собой: сами придут какие-то люди и все раскупят.
Примерно так рассуждают устроители, которые занимаются благотворительным аукционом впервые. И их, скорее всего, будет ждать разочарование. В этой жизни вообще редко что происходит само. А уж в деле аукционов и подавно.
Спросите, откуда мы сами знаем? Тут все просто. Во-первых, порталу ARTinvestment.RU самому довелось устраивать благотворительный аукцион, поэтому ряд шишек набили самостоятельно. А во-вторых, мы много благотворительных аукционов наблюдали со стороны: как правильных и успешных, так и изначально обреченных на неудачу.
Все от того, что благотворительные аукционы лишь по форме похожи на коммерческие, а по содержанию — совсем другие. Сразу оговоримся, что здесь и далее речь идет только об истинных благотворительных аукционах, работающих на результат. Охотникам тупо освоить спонсорские деньги или попытаться заработать наши советы не пригодятся.
Итак, существует ряд базовых моментов, которые устроителям стоит продумать для успеха благотворительного аукциона:
1. Доверие к организаторам у публики должно быть полное, а цель мероприятия — предельно понятной. Без этого бесполезно даже начинать. Первый вопрос, который задают жертвователи: кто все эти люди, которые собирают деньги, и для чего они это делают? У потенциальных покупателей не должно быть не малейших сомнений в том, что деньги в максимально возможном количестве пойдут на ясную и конкретную цель. А не на абстрактную «благотворительность». Всё это вещи, казалось бы, очевидные и банальные, тем не менее в суматохе организационных хлопот о них часто забывают.
Минимум того, что требуется от устроителя, — это подготовить продуманную вступительную речь. Например, если цель — собрать деньги на деятельность, допустим, приюта, то не надо хвастать, кто из сильных мира сего ему уже помогает и как все на самом деле хорошо. Желание дать денег у публики от этого не увеличится. Гораздо лучше, если во вступительной речи будут обозначены проблемы и конкретные цели — условно, ремонт помещений, медицинская помощь, развивающие программы и пр.
2. Устроителям нужно заранее договориться с группой своих, доверенных покупателей о том, кто за какой лот будет торговаться. Прямо и четко «назначить», кому что купить по списку. Без этого результат рискует быть плачевным. На активность случайной публики хоть и можно надеяться, но точно нельзя рассчитывать. Лучше с самого начала не обольщаться и сосредоточить усилия на работе со «своими»: провести с ними предварительную беседу, чтобы правильные люди не вздумали жаться по углам в силу скромности, неопытности и дискомфорта. Нужно заранее предупредить, чтоб не стеснялись, что от них ждут действий и не нужно никого пропускать вперед.
3. Приготовьтесь, что явку придется обеспечивать методами ручного управления: звонки, личные приглашения. Основной костяк участников нужно собирать по связям. И при этом держать в голове, что в нужный день из каждых десяти пообещавших до зала дойдет человека три. Хорошо, если пять. Пренебрежение этим советом чревато тем, что народ не соберется вовсе или зал заполнится зеваками, которые будут сидеть, хлопать глазами и ничего не покупать. Хороший вариант подстраховки — запастись заочными ставками, заблаговременно взяв обязательства со «своих» покупателей. В этом случае лот будет продан, даже если назначенный покупатель не доедет до торгов самолично. Ну, и в целом заочные ставки придают уверенности устроителям.
Кстати, не пытайтесь любой ценой собрать полный зал. Пожалуй, массовость в этом деле не главное. Если в зале сидит всего 20 человек, но 10 из них покупают, то это уже отлично. Для сравнения: на коммерческих аукционах живописи в зале обычно сидит 20–30 человек, но реально покупают человек 7. Это нормально.
4. Нужны низкие стартовые цены и низкие резервные цены. Идеально обойтись вообще без резервных цен. В плане ценообразования благотворительный аукцион не должен имитировать коммерческий. Здесь совсем другая суть, совсем другая мотивация. Как вы думаете, почему итоги благотворительных аукционов не включаются в базы данных аукционных результатов? Потому, что тут не ставки, а суть взносы. Рациональная коммерческая мотивация у покупателей может сильно уйти на задний план. Другими словами, даже прекрасно ориентирующийся в ценах человек теоретически может осознанно заплатить 10 000 рублей за то, что на рынке стоит 5 000. То есть переплатить осознанно, только ради благотворительности. Или, что тоже часто, купить что-то по цене гораздо ниже рынка. Тем не менее мы рекомендуем стартовые цены устанавливать на очень низком уровне (100 долларов или 1000 рублей), потому что большинство людей, принимающих участие в благотворительных аукционах, обычно не покупают искусство и не разбираются в ценах. Высокие (пусть даже близкие к рыночным) цены людей скорее отпугнут. Одни готовы потратить больше, другие — чуть-чуть. Всем должен быть предоставлен шанс. Если что-то уйдет намного ниже рынка — не беда. В конце концов, цель благотворительного аукциона — собрать любые деньги, а не поддержать ценовую стратегию художника и амбиции его галериста. Не случайно люди, разбирающиеся в ценах, периодически покупают вещи дешевле рынка именно на благотворительных аукционах. Это правда. И кому от этого плохо?
5. Благотворительному аукциону нужна традиционная инфраструктура. Нужно понимать, что благотворительные торги — это не аукцион понарошку. Основные элементы должны быть как на коммерческом аукционе: опытный ведущий, трибуна, молоток, карточки участника, регистрация, помощники для демонстрации лотов (не обязательно) и помощники по фиксации результатов (обязательно), предаукционная выставка, большой экран, терминал для приема пластиковых карт. Подробнее об этом написано в нашей старой статье «Как не испортить аукцион. Пожелания из зала». Конечно, к небольшим организационным накладкам публика на первый раз будет снисходительна. Но вариант совсем уж вопиющего разгильдяйства (то карточки с номерами забыли сделать, то человека на регистрацию забыли посадить) способен оскорбить посетителей в их лучших чувствах.
6. Не стоит ли вместо торгов в зале провести аукцион в Интернете? Ради экономии на инфраструктуре можно рассмотреть такой вариант. Но наше мнение: онлайн хоть и даст некоторую экономию организационных затрат, но не существенную. Потому что одна лишь замена формата не избавляет от основных сложностей: собрать хороший каталог, обеспечить низкие стартовые цены, заблаговременно договориться с покупателями…
7. Если вы по уставу обычная коммерческая организация, то не ввязывайтесь в формальные организационные вопросы. Найдите правильного партнера — профильную благотворительную организацию, которая обеспечит юридическую чистоту вопроса. Благотворительность бизнес-структур государство у нас не приветствует: облагает налогами, организует проблемы с адресной помощью, выставляет кучу дурацких ограничений. Про юридическую сторону вопроса страшно даже начинать рассказывать. Короче, работайте в кооперации с благотворительной организацией. У них отлажены механизмы получения и расходования средств, благотворительная деятельность оформлена в уставе, всё изначально заточено на соблюдение закона.
8. Аукционный каталог должен быть качественным по наполнению. Вариант «нá тебе, боже, что мне негоже» — плохой со всех сторон. Слабый каталог, без первых имен, драматично понижает уровень мероприятия. Да, покупатели-благотворители вряд ли в массе своей разбираются в живописи и ценах. Но это, во-первых, скорее наоборот накладывает на устроителей повышенную ответственность за качество предлагаемого материала (нельзя обижать неофитов). А во-вторых, как раз плохо разбирающиеся люди особенно болезненно реагируют на обидные мнения по поводу своих неудачных приобретений. В общем, вы поняли.
В этой связи логичен второй вопрос: а откуда ж такое взять, чтобы и вещи не стыдные, и цены хорошие? О том и речь. Без прямого выхода на художников и на галереи никак не обойтись. Вот поэтому галерист Владимир Овчаренко с «Риджиной» или ГЦСИ с лордом Полтимором способны эффективно провести благотворительный аукцион, а люди не из мира искусства — вряд ли.
Собственно, с этого момента мы почти подошли к морали сей басни. Благотворительный аукцион искусства — мероприятие красивое, эффектное, важное, но очень хлопотное, если делать его по всем правилам. Нужно в самом начале представлять «масштаб бедствия». Если нет сил, нет финансовых и, главное, административных ресурсов на кропотливую подготовку, то лучше найти иной формат, попроще: благотворительный концерт, или ужин, или еще что-нибудь. Не стоит только для красоты, ради эффектности связываться с искусством. Опростоволоситься тут проще простого.
https://artinvestment.ru/invest/russia/20140807_charity.html
https://artinvestment.ru/en/invest/russia/20140807_charity.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
Топ 34
- 1. Альберто Джакометти$141,7 млн
- 2. Дэмиен Херст$100 млн
- 3. Константин Брынкуши$71 млн
- 4. Амедео Модильяни$70,7 млн
- 5. Джефф Кунс$58,4 млн
- 6. Неизвестный автор$57,2 млн
- 7. Анри Матисс$48,8 млн
- 8. Поль Гоген$30,96 млн
- 9. Генри Мур$30,1 млн
- 10. Виллем де Кунинг$29,28 млн
- 11. Пабло Пикассо$29,2 млн
- 12. Неизвестный автор$28,6 млн
- 13. Луиз Буржуа$28,16 млн
- 14. Адриан де врис$27,9 млн
- 15. Александр Колдер$25,9 млн
- 16. Неизвестный автор$23,826 млн
- 17. Дэвид Смит$23,816 млн
- 18. Ив Кляйн$22 млн
- 19. Огюст Роден$20,41 млн
- 20. Неизвестный автор$19,1 млн
- 21. Эдгар Дега$18,82 млн
- 22. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 23. Неизвестный автор$16,88 млн
- 24. Такаси Мураками$15,16 млн
- 25. Дональд Джадд$14,16 млн
- 26. Неизвестный автор$11,64 млн
- 27. Антонио Канова$11,5 млн
- 28. Брюс Науман$9,9 млн
- 29. Аристид Майоль$8,32 млн
- 30. Неизвестный автор$8,146 млн
- 31. Сай Туомбли$7,7 млн
- 32. Хулио Гонсалес$7,45 млн
- 33. Марино Марини$7,15 млн
- 34. Урс Фишер$6,8 млн
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Пейзаж 1978 год
- Батурин Александр Борисович - 8 пейзажей
- Картину Даниила Архипенко "Стеклотара 2013." холст/масло