- И.М.Чолария, "Дама и ветер"
- И.М.Чолария, "Замок Эльсинор"
- Графика Ню
- Сергей Стародубцев - «Леда и лебедь»
- Алла Липатова, "Подсолнухи"
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- Прошу помочь с атрибуцией двух акварелей (вероятно французского художника)
- Е.Греч - «Исаакий»
- М.В.Турецкая, автолитографии
- А.Б.Колоколов
Итоги — 2014. Аукционы — передовики русского рынка
ARTinvestment.RU 14 января 2015
Распределение русских аукционов в сегменте живописи и графики по объемам продаж в 2014 году
Правила просты: места в нашем традиционном годовом списке передовиков русского аукционного рынка, из которых мы берем первую десятку, распределены в порядке убывания объема продаж в деньгах. Как обычно, мы выделяем и ранжируем только сегмент ИЗО — продажи живописи и графики. Обратите внимание, что показывающие очень достойные обороты книги, монеты, ордена, предметы ДПИ, иконы остаются за рамками данного исследования. В противном случае список участников и распределение мест были бы совсем иными. В целом в этот раз мы сделали все как обычно, кроме одного: в этом году мы решили не публиковать цифры оборотов по каждому конкретному аукционному дому — по пожеланиям ряда участников. Поэтому воспринимайте список не как рейтинг, а как пьедестал. А на его ступенях, как известно, обороты не пишут, значение имеют только занятые места.
Итак, вот как выглядит, по нашей версии, пьедестал почета 2014 года в аукционном сегменте ИЗО:
1. «СОВКОМ»
2. «Кабинетъ»
3. VLADEY
4. АI Аукцион
5. «Три века»
6. «Магнум Арс»
7. «В Никитском»
8. «Русская эмаль»
9. «Антиквариум»
10. «ВЕАД»
В этот раз наблюдается довольно тесная корреляция между долей проданных лотов и оборотом в деньгах. Само существование этой взаимосвязи говорит о качестве каталогов. Раньше бывало так, что, условно, аукцион лотов продавал мало, но одна-две сделки по сверхвысоким ценам формально могли вывести его в число лидеров по деньгам. И наоборот. На сей раз все вышло справедливо и объективно. В тройке лидеров самый лучший среднегодовой процент продаж по живописи и графике — 67,6 % — показал занимающий первое место по обороту в деньгах «Совком». У «Кабинета» средний показатель продаж — 50,7 %, а у VLADEY достиг 63,5 %.
Для ориентира: средний по нашему аукционному рынку процент продаж в сегменте живописи и графики составил 40,6 %. Отдельно по живописи — 35,7 %, по графике — 45,5%. Так что все, что выше, — это уже успех.
Вопреки прошлогодним ожиданиям 2014-й аукционный год по сравнению с 2013-м (см. на AI: «Аукционные дома — передовики русского рынка 2013 года») выдался куда более сложным. Суммарные аукционные продажи в сегменте изо в 2014-м составили 539,7 миллиона рублей (или почти 14 миллионов долларов в пересчете по среднегодовому курсу). Для сравнения: годом ранее русские аукционы наторговали в этом сегменте почти на 681 миллион рублей, что по тому курсу составляло около 20,8 миллионов долларов. То есть годовое падение продаж составило почти 7 миллионов долларов.
На первый взгляд динамика выглядит удручающе. Но если начать разбираться, то фундаментально всё не так уж плохо. И вполне объяснимо.
Начнем с того, что в 2013 году почти 30 % годового объема аукционных продаж года обеспечила реализация лишь десяти самых дорогих картин. В те времена, напомню, была и «Рыночная площадь в Угличе» К. Ф. Юона за 2,4 миллиона долларов, и «Орфей» К. С. Петрова-Водкина почти за миллион долларов (см. на AI: «Рынок русского искусства — 2013. Предварительные цифры»). А в 2014 году таких феноменальных продаж, вытягивающих всю статистику рынка, вообще не было. Ни одной картине даже близко не удалось приблизиться к миллиону. Самая дорогая картина на внутренних аукционах 2014 года, напомню, это «№ 5 из серии “Под снегом”» И. И. Кабакова за 627 тысяч долларов (см. на AI: «Итоги — 2014. Топ-10 работ на аукционах в России»). Для сравнения: суммарно 10 самых дорогих картин 2014 года стоили примерно столько же, сколько одна рекордная «Рыночная площадь в Угличе» Юона в 2013 году. Получается, что невысокие цифры 2014 года отчасти объясняются тем, что рынку отчаянно не хватило лотов-миллионников. Хотя бы пары прежних Юонов.
А не хватило их еще и потому, одна за прошлый год рынок лишился сразу несколько кузниц миллионных рекордов, как проверенных, так и потенциальных. Напомню, что из участников рейтинга 2013 года мы уже недосчитались «Русских сезонов» (питерский дом, способный на сенсации, приостановил свою работу), «Знакъ-Арта» (не проводил торги в 2014 году), «РАДа» (аукцион, способный на многое, свернул свое антикварное направление) и «Литкабинета» (после успешных торгов по мультипликационной графике аукцион больше не проводил торгов). Увы, в будущем году мы недосчитаемся еще и легендарного «Шишкина», который провел в 2014 году, вероятно, свои заключительные торги в прежнем формате. Очень жаль. Надеемся, что они однажды вернутся.
Вместе с тем было и за кого порадоваться. Многие аукционы в ушедшем году удержали и даже усилили свои позиции. Так, «Совком», чуть уступивший в 2013 году «Кабинету», в этот раз занял все-таки первое место в результате двух тщательно подготовленных и очень успешных торгов. В свою очередь аукцион VLADEY, за год поднявшийся с 4-го на 3-е место, подтвердил, что его успех в сегменте современного искусства опирается не на «ручное управление», а на системные факторы. На целых шесть мест продвинулся вверх дом «Три века» — молодцы. Да и за дебютантов рейтинга грех не порадоваться: на 4-м и 9-м местах разместились соответственно аукцион ARTinvestment.RU и «Антиквариум».
Продолжим. Что еще помешало в прошлом году удержать прежнюю позитивную динамику? Почему после прежних 20,8 миллионов получилось всего 14, а не 25, например? За ответом ходить далеко не надо: угнетающий эффект санкций отрицать бессмысленно. И речь не только о падении курса рубля — в конце концов, рубль рухнул лишь под самый конец года. А вот куда более опасная неопределенность началась еще в марте. Так, с середины марта индекс покупательской активности в сегменте русского искусства ARTIMXba-RUS упал 67 до 58 пунктов — это очень серьезное падение (учитывая, что в мире покупательская активность наоборот росла). К чему ведет эта неопределенность? Сначала покупатели резко впадают в задумчивость: стоит ли тратить деньги сейчас или дождаться, пока жизнь дожмет продавцов и заставит сильно снизить цены? Следом начинают «дергаться» и продавцы: стоит ли продавать на фоне ухудшающейся конъюнктуры или лучше дождаться лучших времен? Ответа нет. Вдобавок многие покупатели и продавцы предпочитают пережидать сложные времена подальше от дома, и перестают заключать сделки на российских аукционах. Итог — ощутимое снижение и качества предложения, и покупательской активности. В первую очередь это произошло в среднем и высшем среднем ценовых сегментах, тогда как в начальном ценовом диапазоне жизнь не замирала даже летом — ему все нипочем, мы сами проверяли.
Ладно, с санкциями понятно. Но что еще так сильно повлияло на рынок? Думаю, что в какой-то степени формальное падение рынка в деньгах связано с его продолжающейся структурной перестройкой. В последние годы мы становимся свидетелями усиления класса хорошо информированных покупателей. Сегодня люди все чаще склонны принимать очень взвешенные решения: действовать без суеты, проверять информацию, проявлять требовательность к качеству экспертизы, сверяться с базами данных аукционных результатов. Прежней беспечности, ситуаций в которых кто-то что-то мог лихо «впарить» под красивые разговоры об инвестиционной привлекательности, стало объективно меньше. В таких условиях валовые показатели продаж предсказуемо падают. Если перевести это на язык метафор, то представьте, что покупатели некоего супермаркета вдруг прозрели. И вместо того, чтобы, как прежде, сметать с полок привозной товар, стали внимательно читать состав на этикетках, обращать внимание на сроки годности, требовать сертификаты соответствия, интересоваться условиями хранения и задавать множество правильных вопросов работникам в торговом зале. Жуть, конечно, но вариантов нет. Чтобы не закрыться, владельцам супермаркета придется менять ассортимент, корректировать цены, гибко и без снобизма выстраивать отношения со своей аудиторией. То есть в конечном счете супермаркетам придется становиться более конкурентоспособными. Примерно то же самое сейчас происходит и на аукционном рынке, которому приходится перестраиваться и подстраиваться под новые запросы в непростых экономических условиях. Но в конце концов эта назревшая болезненная перестройка не будет длиться вечно. Дела рано или поздно пойдут на поправку. А в среднесрочном периоде это приведет к формированию более устойчивого рынка, основанного на уважении к разбирающимся покупателям.
Дополнительно по теме см. на AI:
«Итоги — 2014. Самые дорогие художники орбиты русского искусства в мире»
«Итоги — 2014. Топ-10 работ на аукционах в России»
«Аукционные дома — передовики русского рынка 2013 года»
«Что нам стоит дом построить? Аукционный, да по искусству»
«Рынок русского искусства — 2013. Предварительные цифры»
https://artinvestment.ru/invest/rating/20150114_rating.html
https://artinvestment.ru/en/invest/rating/20150114_rating.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 525 Общая выручка составила 12,2 млн рублей
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
- 15.04.2024 Художник Дарья Русских представит свой стенд на ярмарке «Арт Москва» Среди работ будут представлены принты, сгенерированные совместно с искусственным интеллектом
- 15.04.2024 В МАММ открылась выставка Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника» В экспозицию вошли более 100 работ
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- И.М.Чолария, "Дама и ветер"
- И.М.Чолария, "Замок Эльсинор"
- Графика Ню
- Сергей Стародубцев - «Леда и лебедь»
- Алла Липатова, "Подсолнухи"
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- Прошу помочь с атрибуцией двух акварелей (вероятно французского художника)
- Е.Греч - «Исаакий»
- М.В.Турецкая, автолитографии
- А.Б.Колоколов