- Яков Голубев, "Еловый лес"
- Оценка картин
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
Паспортизация культурных ценностей. Реальная перспектива или троллинг арт-рынка?
ARTinvestment.RU 28 января 2016
В рабочей группе при Комитете по вопросам собственности обсуждают проект закона «Об обороте культурных ценностей в Российской Федерации», предусматривающего радикальное изменение правил работы на рынке искусства
О разработке проекта закона «Об обороте культурных ценностей в Российской Федерации», равно как и о разработке проекта «Национального стандарта экспертизы культурных ценностей» мы тоже, как ни удивительно, узнали из газет. Точнее из сообщения ТАСС, из обсуждения на форуме ARTinvestment.RU и еще из сообщения на сайте партии «Справедливая Россия».
Если стеснялись пригласить, то напрасно. «Артинвестменту», как активному участнику арт-рынка, точно есть что сказать и от чего предостеречь.
Пока известно следующее. 9 декабря 2015 года появилось сообщение, что депутат фракции «Справедливая Россия» Оганес Оганян провел заседание рабочей группы при Комитете по вопросам собственности, посвященное обсуждению проекта закона «Об обороте культурных ценностей в Российской Федерации».
Замруководителя рабочей группы по разработке закона, президент Евразийской Палаты национальных культурных ценностей Александр Швейдель рассказал ТАСС, что «новый законопроект призван упорядочить российский арт-рынок: с одной стороны, речь идет о паспортизации произведений искусства, с другой — об определенном регламенте как самой экспертизы, так и действий экспертов, что позволит освободить рынок от фальшивок». По словам Александра Швейделя, паспорт потребуется при сделках купли-продажи и при наследовании, для выдачи предмета на выставки и упрощения процедуры ввоза и вывоза: сотрудники таможни смогут отсканировать паспорт, быстро найти вещь в реестре и поставить соответствующие отметки.
Тексты указанных проектов мне не удалось найти ни на сайте Думы, ни на сайте Росстандарта (национальный стандарт экспертизы для культурных ценностей разрабатывает Технический комитет № 134 «Судебная экспертиза»). Это досадно, учитывая, что закон разработчики собираются внести на рассмотрение в Думу уже в феврале. Но коль скоро текст проекта закона опубликован на нашем форуме, мы обсудим его статьи в доступной для нас редакции.
Из возможных последствий принятия предлагаемого закона нам, как одному из участников арт-рынка, интересны в первую очередь ответы на следующие вопросы:
1. Вырастут ли расходы владельцев при продаже?
2. Вырастут ли расходы покупателей?
3. Станет ли экспертиза дороже, чем сейчас?
4. Увеличится ли административная нагрузка на бизнес в сфере искусства?
5. Станут ли уязвимее позиции коллекционеров в свете введения налога на роскошь?
Увы, пока на все эти вопросы у нас получается ответ «да». Начнем с самого интересного пункта:
Статья 8. Сделки с культурными ценностями.
1. Сделки с культурными ценностями совершаются в нотариальной форме.
2. Сделки с культурными ценностями допускаются при условии, что данная культурная ценность находится в едином реестре культурных ценностей.
3. Сделка, совершенная с культурной ценностью, при несоблюдении условий, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, признается недействительной.
Комментарий AI: Статья в такой формулировке подразумевает, что коллекционера не трогают ровно до тех пор, пока его картина просто висит у него дома. Как только он соберется ее продать — пусть готовит много денег и много времени. Ему понадобится заплатить за экспертизу, за оформление паспорта и чипа и за услуги нотариуса. Иначе сделка будет признана недействительной. Сегодня ничего этого не нужно. Принимает аукцион без экспертизы — и на здоровье. Не хочешь чипа и паспорта — да и ладно. А уж нотариус, сидящий на аукционе, не только обойдется устроителям в копеечку, но и распугает половину покупателей. Вывод: этот пункт резко ухудшает условия сделки для продавцов — как частных покупателей, так и аукционов и других участников рынка.
Статья 8. Сделки с культурными ценностями.
4. После совершения сделки с культурной ценностью новый владелец обязан в срок не позднее пятнадцати дней с даты совершения сделки обратиться к оператору реестра культурных ценностей для внесения соответствующих изменений в реестр; необходимые изменения вносятся также в паспорт культурной ценности.
Комментарий AI: Этот пункт значительно ухудшает условия сделки для покупателей. Внесение изменений в паспорт и реестр культурных ценностей — это трата времени, скорее всего, дополнительные расходы на эту процедуру и нарушение конфиденциальности. Коллекционеры опасаются, что однажды налог на роскошь доберется и до них. Поэтому добровольно «становиться на учет» никто не будет, то есть требование нового закона о включении в реестр будет саботироваться.
Статья 5. Паспортизация культурных ценностей.
1. Паспортизация культурных ценностей включает в себя проведение экспертизы культурных ценностей (далее также экспертиза) и составление паспорта культурной ценности в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
2. Паспортизация культурных ценностей осуществляется добровольно до включения культурных ценностей в оборот.
6. На основании паспорта культурной ценности по заявлению ее владельца выдается уникальный чип, в котором содержится информация о культурной ценности и ее владельце в электронном виде.
Комментарий AI: Не платить за паспорт, а значит, и за экспертизу, можно будет только тем, кто держит картины на стене, не дает их на выставки и не продает. Много ли у нас таких? Единицы. Платить придется всем хоть сколько-то активным коллекционерам. И платить немало. Например, хочешь ты продать рисунок Зверева за 30 000 рублей — изволь заказать комплексную экспертизу еще примерно за 30 000, а потом еще и за паспорт сверху. Большинство сделок при таком раскладе мигом уйдет в тень. Даже не в тень, а в полнейшую темноту.
Статья 6. Экспертиза культурных ценностей.
7. Заключение о результатах экспертизы культурных ценностей (экспертное заключение) должно, в частности, содержать:
2) сведения о владельце культурной ценности;
7) описание методики проведения экспертизы, позволяющее провести проверку достоверности выводов, содержащихся в экспертном заключении;
Статья 13. Обеспечение имущественной ответственности саморегулируемой организации экспертов по культурным ценностям.
2. Компенсационный фонд формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов саморегулируемой организации экспертов в размере не менее десяти тысяч рублей в отношении каждого члена.
Комментарий AI: Из Статьи 6 следует, что закон принуждает экспертов вступить в СРО (как сейчас оценщиков), платить денежные взносы, покупать страховку. Это не бессмысленно. Но свои новые расходы эксперты переложат на кого? Правильно, на потребителей. Необходимость указывать в экспертном заключении сведения о владельце — это нонсенс. Разработчики, скорее всего, увлеклись. Так не делается. На практике однажды выданное на картину экспертное заключение обычно прикладывается к работе при каждой ее перепродаже. Она удостоверяет не право собственности, а подлинность. И указывать в такой бумаге владельца совершенно ни к чему. Если только владелец не такого уровня, чтобы стать украшением провенанса.
И наконец, пункт 7-7 статьи 6, обязывающий включать в экспертное заключение описание методики. Это тоже информация не для лишних глаз, эксперты точно будут сопротивляться. Да и потребителям она не нужна. Продавцам и покупателям важны только решение о подлинности и точность в описании работы (чтобы размеры и техника были указаны корректно, например). И еще важна возможность быстро и надежно проверить, выдавалась ли такая экспертиза на самом деле или бумага фальшивая. Закон эту проблему вообще не затрагивает.
Что получается на круг? Если на миг представить, что завтра этот закон будет принят в существующем виде, то послезавтра 95 % рынка искусства уйдет в тень. Туда, где не нужны нотариусы, паспорта и реестры. В проекте есть отдельные полезные вещи — например, мы тоже ратуем за страхование экспертных заключений. Но очевидно, что в своих основных положениях проект создает дополнительную нагрузку на бизнес и владельцев картин в крайне неподходящий для этого исторический момент. Нагрузку огромную. Правительство по крайней мере на словах придумывает способы избавить бизнес от лишних расходов и формальностей. На днях вот только круглую печать отменили, а завтра что, поголовную паспортизацию введут? Лично я в это не верю. Но риск есть. Почему? Потому, что проект закона соответствует другому яркому желанию государства последнего времени — а именно, брать под контроль все сферы: запрещать, контролировать, регулировать, заставлять отчитываться, создавать дополнительную налогооблагаемую базу, лишать анонимности. В законопроекте все это есть, и властям это понравится. Но даже в таких условиях мой прогноз такой: при существующем подходе все будет спущено на тормозах: и проект закона, и проект связанного с ним нацстандарта экспертизы. К людя́м сейчас нужно, как говорил Райкин, мягше. Мягше и тоньше.
https://artinvestment.ru/invest/law/20160128_oborot.html
https://artinvestment.ru/en/invest/law/20160128_oborot.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Яков Голубев, "Еловый лес"
- Оценка картин
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год