- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- Прошу помочь с атрибуцией двух акварелей (вероятно французского художника)
- Е.Греч - «Исаакий»
- М.В.Турецкая, автолитографии
- А.Б.Колоколов
- В.Летянин
- Маслов Владимир
- Оценка картины
- Реставрация иконы
- Старинные рисунки (карандаш) АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ, экзамен, зачет
Абстракции Евгения Михнова-Войтенко на аукционах ARTinvestment.RU
ARTinvestment.RU 13 апреля 2015
Покупать работы известного питерского шестидесятника сегодня может позволить себе широкий круг коллекционеров даже невысокого достатка
Его абстракции все чаще появляются на Аукционах AI, их неплохо раскупают; покупатели расспрашивают об авторе, художником интересуются и те, кто видит его работы в нашем офисе. Эти вопросы удивляют, но и радуют, подпитывая наши просветительские чувства.
Евгений Григорьевич Михнов-Войтенко (1932–1988) — шестидесятник, представитель послевоенного неофициального искусства, разработчик новых идей в абстрактном экспрессионизме.
Почему знают его не все? Моя версия: потому, что художник умер 27 лет назад и, главное, он питерский, как и Леонид Борисов, о котором я только что писал (см. на AI: «Произведения Леонида Борисова на аукционе ARTinvestment.RU»). Чувствую, что это не очень вежливо, но, пожалуй, стоит признать очевидное: «подъезд vs парадная» или «бордюр vs поребрик» — это ведь и про искусство тоже. Ленинград и тогда, 40 лет назад, был неким изолированным миром «в себе», со своим языком и культурой. Да и сейчас, честно говоря, не сильно это изменилось. Поэтому есть перекос: широкая публика знает преимущественно московских нонконформистов (Рабина, Немухина, Кабакова и др.), а из ленинградских — разве что Евгения Рухина и Михаила Шемякина. А уж если москвич знает, кто такие Жарких или Арефьев, то, стало быть, перед вами или человек крепко в теме, или он родился на брегах Невы. Увы, из-за особенностей обмена информацией полноценного, по гамбургскому счету, состязания, да и вообще дискуссии о живописи между двумя столицами так и не состоялось. И это время безнадежно упущено.
Но вернемся к нашему герою. Тем, кто будет искать по справочникам, поясню: Михнов — фамилия матери, Войтенко — отца, родители развелись, когда ребенку было 3 года. На афишах Михнов-Войтенко был чаще просто Е. Михнов, хотя в некоторых выставочных списках (например, в справочнике «Другое искусство») встречается и фамилия только Войтенко.
За плечами культовой фигуры ленинградского нонконформизма остались работа токарем на заводе им. Свердлова, Ленинградский педагогический институт иностранных языков, постановочный факультет Ленинградского театрального института им. А. Н. Островского (диплом он защитил на тему «Оформление спектакля по пьесе Евгения Шварца “Обыкновенное чудо”»), работа на художественном комбинате. Для меня было удивительно, но человек, фамилия которого прочно ассоциируется с «Сайгоном» и «газаневской культурой», не выставлялся ни в ДК Газа, ни в ДК «Невский». Тоже сам по себе. Первая персональная выставка Михнова-Войтенко состоялась в 1978 году: уговорили друзья. Художнику было уже 46. Жить ему к тому моменту оставалось всего 10 лет.
Еще в конце 1950-х годов Михнов-Войтенко придумал свои «тюбики» — технику создания абстрактной геометрии чистой краской, выдавленной прямо из тюбика, без кистей. Внешне эти работы кому-то напомнят «сигнальные системы» москвича Юрия Злотникова, появившиеся примерно в это же время. Точнее, по форме похоже, но философия другая. Позже были эксперименты с современными материалами (нитроэмалями и пр.), фирменный «спонтанный метод» и другие находки. Этапы творческого пути художника, умершего в 1988 году, еще до «русского бума», с большой любовью собраны и систематизированы на сайте mikhnov-voitenko.ru. Создатели молодцы: не обо всех значительных художниках память хранят так заботливо. Коллекционерам будет интересно. Ресурс дает представление как о творческих периодах, так и о контексте, погружает зрителя в ту эпоху. Я же в рамках жанра вынужден уже свернуть с искусства на деньги.
И тут разобраться непросто. Художник давно включен в аукционный оборот, статистика насчитывает почти полсотни аукционных событий, это хорошо. Но историческая несмешаность двух столичных культур породила вредные ценовые парадоксы. Давно замечено, что в городе на Неве коллекционеры способны платить и платили немыслимые по московским меркам деньги за местных, региональной известности нонконформистов и актуальщиков. Даже после кризиса 2008 года счет мог идти на десятки и даже более сотни тысяч долларов, а между тем в Москве до недавних пор и имен таких особо не знали, да и цены такие никто всерьез не воспринимал (у нас всегда цены были скромнее).
Отсюда — вывод: аукционный рынок работ Михнова-Войтенко довольно волатилен. Аукционный рекорд для его творчества был установлен в 2012 году на петербургском аукционе «Русские сезоны» (ныне не работающем). Тогда, внимание, за графику покупатель заплатил почти 20 тысяч долларов, хотя до кризиса 2008 года живопись не всегда находила своего покупателя даже за вдвое меньшие деньги. Словом, сегодня на результаты даже трехлетней давности ориентироваться вообще бессмысленно.
Реалии 2014–2015 года скорее таковы: небольшая графика продается в диапазоне 20 000–40 000 рублей. Ориентир для живописи — около 150 000 рублей. И это здорово. Это означает, что работы Михнова-Войтенко доступны для широкого круга коллекционеров невысокого достатка. И их охотно покупают, как свидетельствует статистика наших аукционов. За отсутствием более-менее внятных ориентиров, не возьмусь предрекать каких-то супервыгодных инвестиций, но одно понятно и без того: есть заслуженный интересный художник, уже вписанный в историю искусства, и его работы многие реально могут себе позволить.
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20150413_mikhnov.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20150413_mikhnov.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 525 Общая выручка составила 12,2 млн рублей
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
- 15.04.2024 Художник Дарья Русских представит свой стенд на ярмарке «Арт Москва» Среди работ будут представлены принты, сгенерированные совместно с искусственным интеллектом
- 15.04.2024 В МАММ открылась выставка Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника» В экспозицию вошли более 100 работ
Топ 34
- 1. Альберто Джакометти$141,7 млн
- 2. Дэмиен Херст$100 млн
- 3. Константин Брынкуши$71 млн
- 4. Амедео Модильяни$70,7 млн
- 5. Джефф Кунс$58,4 млн
- 6. Неизвестный автор$57,2 млн
- 7. Анри Матисс$48,8 млн
- 8. Поль Гоген$30,96 млн
- 9. Генри Мур$30,1 млн
- 10. Виллем де Кунинг$29,28 млн
- 11. Пабло Пикассо$29,2 млн
- 12. Неизвестный автор$28,6 млн
- 13. Луиз Буржуа$28,16 млн
- 14. Адриан де врис$27,9 млн
- 15. Александр Колдер$25,9 млн
- 16. Неизвестный автор$23,826 млн
- 17. Дэвид Смит$23,816 млн
- 18. Ив Кляйн$22 млн
- 19. Огюст Роден$20,41 млн
- 20. Неизвестный автор$19,1 млн
- 21. Эдгар Дега$18,82 млн
- 22. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 23. Неизвестный автор$16,88 млн
- 24. Такаси Мураками$15,16 млн
- 25. Дональд Джадд$14,16 млн
- 26. Неизвестный автор$11,64 млн
- 27. Антонио Канова$11,5 млн
- 28. Брюс Науман$9,9 млн
- 29. Аристид Майоль$8,32 млн
- 30. Неизвестный автор$8,146 млн
- 31. Сай Туомбли$7,7 млн
- 32. Хулио Гонсалес$7,45 млн
- 33. Марино Марини$7,15 млн
- 34. Урс Фишер$6,8 млн
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- Прошу помочь с атрибуцией двух акварелей (вероятно французского художника)
- Е.Греч - «Исаакий»
- М.В.Турецкая, автолитографии
- А.Б.Колоколов
- В.Летянин
- Маслов Владимир
- Оценка картины
- Реставрация иконы
- Старинные рисунки (карандаш) АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ, экзамен, зачет