- Маска Хёттоко. Дерево. Япония.
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган". Бронза. Япония.
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Пейзаж 1978 год
- Батурин Александр Борисович - 8 пейзажей
- Картину Даниила Архипенко "Стеклотара 2013." холст/масло
- Архипенко Даниил - из серии Мастерские 2010-2012 годов
- Николай Резниченко - «Танго»
Чем хороша графика в сложные времена?
ARTinvestment.RU 19 февраля 2015
В условиях охлаждения экономического климата именно графика взяла на себя функцию основного теплоносителя аукционного рынка искусства
Уговоры покупать в наши дни графику — это, по правде говоря, жеманство. Она и без того продается лучше всех остальных сегментов изобразительного искусства. Лучше живописи, лучше фарфора, лучше скульптуры. И не только у нас, но и во всем мире. По мировой статистике, 51 % работ, продаваемых на зарубежных аукционах, представляют сегмент до 1000 долларов — то есть по большей части графику. В России примерно та же ситуация. В прошлом, 2014 году из каждых 100 графических работ, выставляемых на русских аукционах, своих новых владельцев находили 45 листов. Для сравнения: из каждых 100 выставляемых картин продавалось только 35. Известно также, что 37 % лотов, проданных на российских аукционах, стоили дешевле 39 000 рублей (тогда это было около 1000 долларов.) Очевидно, что почти весь этот сегмент представлен именно графикой: оригинальной и, кстати, тиражной — литографиями, офортами и пр.
Интерес к тиражной графике и вовсе можно отнести к важным интеллектуальным завоеваниям прошедших полутора — двух лет. Раньше на нашем рынке такого и близко не было.
Отношение публики к графике изменилось буквально на глазах. Еще лет пять назад при слове «рисунок» люди, которые не очень в теме, кривили рты: «нет-нет, рисунок точно не подойдет, нужен хороший “холст/масло”». Вот это идиоматическое «холст/масло» долгое время выступало критерием качества для художественного произведения в бытовом смысле. В недавней системе координат графика в глазах большинства безнадежно проигрывала маслу и темпере, а ее, без преувеличения, бесконечные возможности и особая эстетика оставались уделом тонких ценителей и знатоков. Сейчас уже всё не так. Мы наблюдаем ренессанс рынка графики.
И кризис лишь усилил общую тенденцию. Так, на еженедельных аукционах AI графика уже в прошлом году занимала не менее 50 % в структуре продаж. А в первые месяцы 2015-го ее доля еще увеличилась. В условиях охлаждения экономического климата именно графика взяла на себя функцию основного теплоносителя аукционного рынка искусства.
Причин тому — несколько.
Предельная доступность. В прошлом году 11 лотов на наших аукционах были проданы в ценовом диапазоне 7 500–10 000 рублей. Среди них были оригинальные рисунки Бориса Свешникова, Игоря Ворошилова, Владимира Яковлева, Евгения Чубарова, Кати Медведевой и др. Уж не знаю, что может быть доступнее? И что можно в принципе найти лучшего по соотношению цена/качество?
Возможность покупать первые имена. Качественная тиражная графика едва ли не единственная возможность для коллекционеров невысокого достатка проявить бескомпромиссность в выборе имен. Вот только несколько примеров. Если оригинальный рисунок Оскара Рабина может стоить в пересчете более 300 тысяч рублей, то шикарно напечатанная цветная литография — 37,5 тысячи рублей (реальный пример нашего февральского аукциона). Роскошные листы Павла Пепперштейна в прошлом году коллекционеры раскупали по 15 000 рублей. Тиражного Илью Кабакова на наших аукционах покупали за 24 000–42 500 рублей, Владимира Немухина — за 50 000–55 000 рублей, Дмитрия Плавинского — 37 500 рублей, Михаила Шемякина — за 24 000. В голове не укладывается, что все это созвездие имен, все это интеллектуальное и эстетическое богатство стоило дешевле шестого «айфона». А если довести бюджет до 100 000 рублей, то это уже позволит покупать тиражные произведения мировых художников первого ранга, того же Фернана Леже и Марка Шагала.
Лучше выбор, чем в живописи. Сложно объяснить, почему так выходит. Но на практике рисунков, от которых захватывает дух, встречается гораздо больше, чем картин. В свое время один знаток рассказал, что в России традиционно хороших графиков было больше, чем живописцев. А может быть, потому, что после всех катастроф XX века графики на руках осталось больше. Сохранить папку в коммунальном быту было проще, чем приметную живопись или мебель. Все объяснения не особо убедительны, но уж как есть. Лучше просто принять на веру то, что найти хороший рисунок (вещь с экспрессией и энергетикой) начинающему коллекционеру будет не так сложно, как выдающуюся живопись.
Высокая ликвидность. Хорошую графику не только легче купить, но и легче продать, если потребуется. Даже на подмороженном рынке, когда люди кутаются в пальто своих страхов и в принципе неохотно расстаются с деньгами, недорогую графику они себе все равно позволяют. Даже не ради инвестиций, а ради удовольствия. Графика в этом смысле — прекрасный антидепрессант. И статистика уходов на аукционах тому свидетельство.
Не требует дорогостоящей экспертизы. В большинстве случаев. Технологическая экспертиза для графики ничего полезного не показывает, в отличие от живописи. А для продажи, как правило, достаточно иметь искусствоведческое заключение профильного эксперта. И то преимущественно для художников «группы риска» — Зверева, Яковлева и др.
Итак, оригинальная графика каких авторов доступна при бюджете менее 100 000 рублей? Понятно, что бывает и дороже, но вот несколько имен, периодически вписывающихся в обозначенный бюджет: Анатолий Зверев, Владимир Яковлев, Игорь Ворошилов, Татьяна Маврина, Максимилиан Волошин, Борис Свешников, Евгений Чубаров, Виктор Казарин, Владимир Пятницкий, Юрий Соболев-Нолев. Вдвое меньшей суммы хватит на тиражные работы Оскара Рабина, Эрнста Неизвестного, Владимира Немухина, Михаила Шемякина, Дмитрия Плавинского, Олега Целкова, Владимира Янкилевского.
Недостатки графики по сравнению с живописью хорошо известны. Живопись при прочих равных лучше удовлетворяет инвестиционным критериям. Живописные шедевры быстрее растут в цене, они более удобны для аккумулирования капитала для последующего прироста. Живопись удобнее экспонировать, ей не нужны защитные стекла и условия освещения. Всё правда.
Как правда и то, что нынешнее предложение графики тоже не бездонно. Этот ресурс тоже будет истощаться. Сейчас момент не лучше и не хуже: цены после двукратного падения курса рубля выросли не сильно, примерно на 20 %. Через некоторое время кто-то будет с досадой вспоминать, что в кризисном 2015-м не решился на покупку стоящего листа.
https://artinvestment.ru/invest/ideas/20150219_grafics.html
https://artinvestment.ru/en/invest/ideas/20150219_grafics.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
Топ 34
- 1. Альберто Джакометти$141,7 млн
- 2. Дэмиен Херст$100 млн
- 3. Константин Брынкуши$71 млн
- 4. Амедео Модильяни$70,7 млн
- 5. Джефф Кунс$58,4 млн
- 6. Неизвестный автор$57,2 млн
- 7. Анри Матисс$48,8 млн
- 8. Поль Гоген$30,96 млн
- 9. Генри Мур$30,1 млн
- 10. Виллем де Кунинг$29,28 млн
- 11. Пабло Пикассо$29,2 млн
- 12. Неизвестный автор$28,6 млн
- 13. Луиз Буржуа$28,16 млн
- 14. Адриан де врис$27,9 млн
- 15. Александр Колдер$25,9 млн
- 16. Неизвестный автор$23,826 млн
- 17. Дэвид Смит$23,816 млн
- 18. Ив Кляйн$22 млн
- 19. Огюст Роден$20,41 млн
- 20. Неизвестный автор$19,1 млн
- 21. Эдгар Дега$18,82 млн
- 22. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 23. Неизвестный автор$16,88 млн
- 24. Такаси Мураками$15,16 млн
- 25. Дональд Джадд$14,16 млн
- 26. Неизвестный автор$11,64 млн
- 27. Антонио Канова$11,5 млн
- 28. Брюс Науман$9,9 млн
- 29. Аристид Майоль$8,32 млн
- 30. Неизвестный автор$8,146 млн
- 31. Сай Туомбли$7,7 млн
- 32. Хулио Гонсалес$7,45 млн
- 33. Марино Марини$7,15 млн
- 34. Урс Фишер$6,8 млн
- Маска Хёттоко. Дерево. Япония.
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган". Бронза. Япония.
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Пейзаж 1978 год
- Батурин Александр Борисович - 8 пейзажей
- Картину Даниила Архипенко "Стеклотара 2013." холст/масло
- Архипенко Даниил - из серии Мастерские 2010-2012 годов
- Николай Резниченко - «Танго»