- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Пейзаж 1978 год
- Батурин Александр Борисович - 8 пейзажей
Гора родила мышь? К вопросу о «расшифровке» «Черного квадрата»
ARTinvestment.RU 16 ноября 2015
Зачем нужно менять отношение к культурным достижениям собственной страны
Новость, почти затмившая войну в Сирии, эвакуацию туристов из Египта, допинговый скандал и прочие мелочи вроде повышения тарифов на грузоперевозки, оказалась связана с картиной Малевича «Чёрный квадрат». Наконец-то были проведены полноценные исследования этого полотна, которые наконец-то раскрыли тайну его появления. Сто лет разнообразные ученые, от искусствоведов до теологов, ломали себе головы над тем, откуда он взялся да что обозначает. И вот свершилось! «Чёрный квадрат» Малевича не переломная веха в развитии живописи, не точка и начало всего, не антихристово отродье, не отражение ужаса надвигающегося красного Октября, а всего лишь шутка юмора. Жалкий плагиат на весёлую шуточку хорошего французского художника Альфонса Алле.
И началось, как пожар в степи, понеслась эта новость по средствам массовой информации, с громкими разоблачительными заголовками:
gazeta.ru: «…искания русских авангардистов… как отклик на французские штучки»;
НТВ: «Черный квадрат» может быть не чем иным, как ответом Малевича на полотно французского писателя Альфонса Алле “Битва негров в темной пещере глубокой ночью”»;
«Комсомольская правда»: «Третьяковка разгадала тайну “Черного квадрата” Малевича»;
«Ведомости»: «После детальных исследований уже с применением современной аппаратуры под черной краской были обнаружены два изображения и надпись. Одно слово из которой… так и не расшифровано. Два других — это “битва” и “негров”».
Lifenews: «Учёные прочитали на полотне фразу “Битва негров в тёмной пещере”. Вероятно, это отсылка к другому эксцентричному деятелю искусств — французу Альфонсу Алле».
Следом за СМИ отреагировали социальные сети — мол, «Наконец-то…», да «Слава Богу…» и «Сколько можно было терпеть эту гадость…» Такое чувство, что все только и ждали, когда наконец сгинет морок авангардизма и его флагман «Чёрный квадрат». Ведь есть же хорошая живопись, где всё мазочек к мазочку, красочка к красочке, где глаз радуется на синее небо и зелёную травку. Где колосятся колосья, а румяные карапузы с крылышками пускают любовные стрелы. И не нужно нам этих кубистическо-супрематических уродств, от них только беспокойство да брожение умов в неокрепших душах подрастающего поколения. Сам Патриарх в заботе о нас, словно предчувствуя нынешнее разоблачение магии «Чёрного квадрата», не так давно говорил о своем отношении к нему: «…этот черный и страшный квадрат — подлинное отражение того, что в душе этого Малевича было. И он [квадрат] отражает не только самого Малевича, он отражает дух эпохи. А для того, чтобы понять, что с нами происходит, вы возьмите Владимирскую икону Божьей матери и “Черный квадрат” Малевича, и вам никаких больше писаний не нужно, никаких монографий, никаких доказательств. Вы видите, что с человечеством произошло».
Ну что, читатель, выбросить и забыть? Вроде всё ясно, не было и нет никакой загадки. Так?
Так да не так.
Да, действительно, Малевич не был первым, кто изобразил квадрат. Первым это сделал Роберт Фладд ещё в 1617 году, он написал картину с названием «Великая тьма». Знал ли о ней Малевич? Некоторые считают — да. Мол, Малевич был мистик и следовательно не мог не знать труды другого мистика и астролога, коим был Фладд. Убедительно? Не очень, и к тому же, если корни отсюда, из мистики, то почему мир не вздрогнул от мистического квадрата Фладда, а дождался мистического квадрата Малевича, который никаким мистиком себя к тому же не считал?
Кто следующий? А следующим изобразившим «чёрный квадрат» был Гюстав Доре. В 1854 году, в своей книге «Живописная, драматическая и карикатурная история Святой Руси», он проиллюстрировал им первую страницу и сделал к ней подпись: «Происхождение российской истории теряется во мраке веков». Здорово, да? Второе появление Чёрного Квадрата, и оно уже было привязано к России.
На этом заканчивается серьезный подход к квадратам и начинается юмористический. Следующим автором в списке истори, идёт Пол Билход, со своей картиной «Ночная драка негров в подвале», созданной в 1882 году, а следом — Альфонс Алле с «Битвой негров в пещере темной ночью», написанной через одиннадцать лет, в 1893 году. У него, правда, не квадрат, а прямоугольник, и он на «Чёрном прямоугольнике» не остановился, а создал целую серию разных цветов. Например, он создал «Голубой прямоугольник» с названием «Первое причастие бесчувственных девушек в снегу» в 1893-м, а в следующем, 1894-м — «Красный прямоугольник» с названием «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами». Забавно, но и только. Кто знал и помнил об этих картинах и об этих авторах?
Почему история не среагировала на эти квадраты и прямоугольники? Почему триумфально вошёл в неё именно «Квадрат» Малевича?
Ответа нет, загадка осталась. Исчезнет она после того, как дотошные исследователи «расшифруют» надпись на первом «Чёрном квадрате»? Перестанет он быть одной из самых известных картин в мире, с которым может поспорить только «Джоконда» Леонардо Да Винчи? Нет, не перестанет, за это можно не беспокоиться. А что действительно расстраивает, так это наше отношение, к своим собственным достижениям. Нет у нас в России другой культурной страницы, которую так знает и ценит весь остальной мир. Казалось бы, радоваться нужно да пользоваться этим, хоть в духовном, хоть в материальном смысле. Пример? Пожалуйста. Кто был в Австрии, тот видел царящий там культ Моцарта и Климта. Буквально шагу нельзя ступить без того, чтобы глаз не споткнулся об их изображение на конфетах, тарелках, плакатах и прочих сувенирных и бытовых поверхностях. Плохо? Нет, хорошо: хочешь не хочешь, а кусочек «Моцарта» увезешь и будешь считать его лучшим композитором, а Климта — лучшим художником. Плохой пример? Нам теперь Европа не указ? Нам теперь мракобесие подавай?
Сегодня возмущаемся и улюлюкаем, завтра топчем (хотя это уже сегодня), послезавтра всё начинаем с нуля. Может, в этом и есть наша суть, наша национальная идея? Мы, как чёрная дыра, не помним и не хотим помнить своего прошлого. Может быть, «Чёрный Квадрат», как раз лучше всего отражает это? Как зеркало которое, увы, не кривое? А нам страшно смотреть в него потому, что это правда?
https://artinvestment.ru/invest/events/20151116_blacksquare.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20151116_blacksquare.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
Топ 24
- 1. Джефф Кунс$91,07 млн
- 2. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 3. Герхард Рихтер$46,3 млн
- 4. Цуй Жучжо$39,57 млн
- 5. Джаспер Джонс$36 млн
- 6. Эд Рушей$30,4 млн
- 7. Кристофер Вул$29,9 млн
- 8. Питер Дойг$28,81 млн
- 9. Фрэнк Стелла$28 млн
- 10. Ёсимото Нара$24,95 млн
- 11. Цзэн Фаньчжи$23,3 млн
- 12. Роберт Райман$20,6 млн
- 13. Дэмиен Херст$19,2 млн
- 14. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 15. Марк Гротьян$16,8 млн
- 16. Такаси Мураками$15,16 млн
- 17. KAWS$14,48 млн
- 18. Цзинь Шани$13,89 млн
- 19. БЭНКСИ$12,14 млн
- 20. Джон Каррен$12 млн
- 21. Брайс Марден$10,917 млн
- 22. Пьер Сулаж$10,6 млн
- 23. Чжан Сяоган$10,16 млн
- 24. Брюс Науман$9,9 млн
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Пейзаж 1978 год
- Батурин Александр Борисович - 8 пейзажей