- Прошу помочь с атрибуцией двух акварелей (вероятно французского художника)
- Е.Греч - «Исаакий»
- М.В.Турецкая, автолитографии
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- А.Б.Колоколов
- В.Летянин
- Маслов Владимир
- Оценка картины
- Реставрация иконы
- Старинные рисунки (карандаш) АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ, экзамен, зачет
Художник недели: Никита Алексеев (Алексей Никитин)
ARTinvestment.RU 28 марта 2014
В преддверии открытия выставки «Скупой русский пейзаж» мы рассказываем об одном из ее участников — художнике и поэте неофициального искусства, стоявшем у истоков московского концептуализма
5 апреля в арт-центре «Гридчинхолл» открывается выставка «Скупой русский пейзаж». Объединенные общей темой (каждое слово в которой, заметим, значимо), работы художников Никиты Алексеева и Бориса Матросова предстают в экспозиции как отдельные реплики, каждая на своем языке, но вместе они предлагают зрителю понятный и увлекательный художественный диалог.
Об одном из авторов выставки — Никите Алексееве — наш рассказ.
Никита Феликсович Алексеев родился в Москве 12 января 1953 года. Довольно закрытый человек, он не склонен делиться информацией о своей личной жизни, детстве и юности с публикой. Но кое-какие значимые факты в открытых источниках все же есть. Например, круг общения родителей — Рабин, Зверев, Краснопевцев, Костаки и другие, тогда еще очень молодые, художники, поэты, коллекционеры другого искусства. Ходили друг к другу в гости, писали, рисовали, спорили, читали стихи. И ничего удивительного нет в том, что, как только позволил возраст, 11-летнего Никиту отвели учиться в Московскую среднюю художественную школу при МГХИ им. В. И. Сурикова.
В 1968 году, закончив 8 классов общеобразовательной школы и 4 курса школы художественной, Алексеев поступил на отделение промышленной графики и рекламы Московского областного училища Памяти 1905 года, альма-матер Д. Плавинского, Д. Краснопевцева, Б. Свешникова, М. Рогинского и др. К слову, лаконичный, почти графичный «документализм» Рогинского (они познакомились в 1967 году, незадолго до отъезда Рогинского во Францию) оказал довольно сильное влияние на собственный изобразительный язык Алексеева.
Второй страстью Никиты Алексеева, наряду с изобразительным искусством, стал мир книги. Книга интересовала его и как объект художественной деятельности, и как субъект — то есть собственно литературное ее содержание. В конце 1960-х он вошел в круг молодых московских поэтов А. Монастырского, Н. Паниткова, Л. Рубинштейна. В первой половине 1970-х Алексеев не раз читал свои стихи на разных «подпольных» чтениях.
В 1973 году образование Н. Алексеева продолжилось на художественно-техническом факультете Московского полиграфического института; там он, правда, проучился только три курса, потому что собственные его художественные интересы к этому времени вышли далеко за границы того, чему учили в институте.
К началу 1970-х Алексеев всерьез заинтересовался новым искусством, складывающимся в среде художников «Сретенского бульвара», в первую очередь творческими поисками И. Кабакова, И. Чуйкова. Его увлекают идеи формотворчества, использования текста и книги как самостоятельных элементов художественной выразительности. Интересно, что сам художник определяет свое раннее творчество как «абстракцию сюрреалистического толка», возникшую на волне увлечения Р. Магриттом. Примером такой «сюрреалистической абстракции» может служить серия «Поэзия вещей», которую Алексеев описывает как «дюжину или около того (сейчас уже не помню) выпиленных из оргалита и раскрашенных “обманок” — сумка-авоська с апельсинами, бутылка кефира, какая-то книжка, горка бытового мусора». Ему хотелось создать ощущение не силуэта предмета, но реально существующего объекта — такой своеобразный ready-made наоборот. «На меня сильно подействовал Андрей Монастырский, который незадолго до этого перешел от писания текстов к изготовлению объектов».
Один из важнейших этапов в творчестве Никиты Алексеева — работа в группе «Коллективные действия» в 1976–1983 годах. Основанная другом художника, поэтом Андреем Монастырским, с момента своей первой акции («Появление», 13 марта 1976 года) эта группа определяла облик и во многом формировала пути развития московского концептуализма в целом — например, в 1979-м при активном участии Алексеева начала создание Московского архива нового искусства (МАНИ). В разное время в акциях и перформансах группы участвовали Илья Кабаков, Олег Васильев, Эрик Булатов, Иван Чуйков, Всеволод Некрасов, Борис Гройс, Лев Рубинштейн, Эдуард Гороховский, Виктор Пивоваров, Леонид Соков, Франциско Инфантэ, Иосиф Бакштейн и др.
К началу 1980-х Никита Алексеева стал заметной фигурой среди молодого поколения художников неофициального искусства. В частности, Илья Кабаков поместил его в качестве одного из персонажей в свою инсталляцию «Нома, или Московский концептуальный круг» (Гамбург, 1993) — посвящение людям, сформировавшим в 1970–80-х само понятие московского концептуализма.
В 1982 году Алексеев организовал в собственной однокомнатной квартире галерею «Аптарт» (Aptart — apartment art), предназначенную для показа выставок, проведения акций и перформансов молодых художников. Здесь второе поколение неофициального искусства могло выставляться без оглядки на представителей господствующего стиля и давления авторитета столпов нонконформизма.
В 1980-х Алексеев работает сериями, создает объекты, живописные работы, осваивает различные графические техники. Его по-прежнему интересует формотворчество, он много экспериментирует с различной фактурой, смешивая на поверхности холста разные виды ткани, фольги, элементы рельефа. В живописи и графике Алексеева к середине 1980-х специалисты выделяют некоторые повторяющиеся мотивы: собака, ворона, луна, звезды, крест и т. д. В 1984 году он начинает покрывать холсты разноцветными широкими и короткими перекрывающими друг друга мазками, а также для некоторых серий использовать вместо холста столовую клеенку на тканой основе длиной до 4 метров. Оба этих нововведения со временем назовут его фирменными приемами.
В 1987 году, после падения железного занавеса, Никита Алексеев эмигрировал во Францию. Примерно с этого времени он начал подписывать свои работы псевдонимом «Алексей Никитин».
В Париже он создает преимущественно графику — и самостоятельные листы, и объекты в жанре «книга художника»; последними в начале 1990-х он занимался наиболее деятельно: участвовал в выставках, посвященных искусству книги, создал несколько альбомов-комиксов, в которых его особо привлекало естественное, органичное сосуществование изображения и текста.
В 1993 году Алексеев вернулся в Москву. Поначалу в качестве куратора провел ряд выставок современного искусства, а в 1996-м возглавил отдел культуры еженедельника «Иностранец». Редакционная деятельность закончилась в 2004 году, когда Алексеев «неожиданно для себя получил трехмесячную стипендию Фонда Иосифа Бродского в Американской академии в Риме» и уехал работать в Рим.
Из Италии в Москву он вернулся через три месяца с коробкой рисунков —серией «Поэзия вещей-2». К началу 2000-х относится и графический монохромный проект «Предсмертные рисунки»: каждый день он рисовал по одному графическому листу, представляя этот день последним в своей жизни. Всего было сделано около 1000 листов. Следующая графическая серия «Полотенце. Воспоминания о лете» была уже выполнена в цвете.
Большинство продаж художника относится к галерейным, но с недавних пор работы Алексеева появились и в аукционных каталогах. Самая крупная сделка с его работами была заключена 25 ноября 2013 года на лондонских торгах аукционного дома Sotheby’s. Тогда сет из трех рисунков 1991 года продали за 3000 фунтов (эстимейт 1200–1800 фунтов), а другой набор из четырех акварелей также 1991 года — за 2 250 фунтов.
На ближайшем аукционе «Совком» 3 апреля 2014 года лот из 4 работ Алексеева «Без названия» будет выставлен на торги с эстимейтом 120 000–180 000 рублей.
Источники: artinvestment.ru, gridchinhall.ru, gridchinhall.ru, ru.wikipedia.org, conceptualism-moscow.org, artprotest.org, artguide.com, art4.ru, azbuka.gif.ru, open-gallery.ru, russiandreams.info, А. Ковалев Именной указатель. М. : Новое литературное обозрение, 2005
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20140328_nikita_alexeev.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20140328_nikita_alexeev.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 525 Общая выручка составила 12,2 млн рублей
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
- 15.04.2024 Художник Дарья Русских представит свой стенд на ярмарке «Арт Москва» Среди работ будут представлены принты, сгенерированные совместно с искусственным интеллектом
- 15.04.2024 В МАММ открылась выставка Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника» В экспозицию вошли более 100 работ
Топ 24
- 1. Джефф Кунс$91,07 млн
- 2. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 3. Герхард Рихтер$46,3 млн
- 4. Цуй Жучжо$39,57 млн
- 5. Джаспер Джонс$36 млн
- 6. Эд Рушей$30,4 млн
- 7. Кристофер Вул$29,9 млн
- 8. Питер Дойг$28,81 млн
- 9. Фрэнк Стелла$28 млн
- 10. Ёсимото Нара$24,95 млн
- 11. Цзэн Фаньчжи$23,3 млн
- 12. Роберт Райман$20,6 млн
- 13. Дэмиен Херст$19,2 млн
- 14. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 15. Марк Гротьян$16,8 млн
- 16. Такаси Мураками$15,16 млн
- 17. KAWS$14,48 млн
- 18. Цзинь Шани$13,89 млн
- 19. БЭНКСИ$12,14 млн
- 20. Джон Каррен$12 млн
- 21. Брайс Марден$10,917 млн
- 22. Пьер Сулаж$10,6 млн
- 23. Чжан Сяоган$10,16 млн
- 24. Брюс Науман$9,9 млн
- Прошу помочь с атрибуцией двух акварелей (вероятно французского художника)
- Е.Греч - «Исаакий»
- М.В.Турецкая, автолитографии
- "Приписывается Коровину" продали за 27 000 евро
- А.Б.Колоколов
- В.Летянин
- Маслов Владимир
- Оценка картины
- Реставрация иконы
- Старинные рисунки (карандаш) АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ, экзамен, зачет