Художник недели: Никита Алексеев (Алексей Никитин)
ARTinvestment.RU   28 марта 2014

В преддверии открытия выставки «Скупой русский пейзаж» мы рассказываем об одном из ее участников — художнике и поэте неофициального искусства, стоявшем у истоков московского концептуализма

5 апреля в арт-центре «Гридчинхолл» открывается выставка «Скупой русский пейзаж». Объединенные общей темой (каждое слово в которой, заметим, значимо), работы художников Никиты Алексеева и Бориса Матросова предстают в экспозиции как отдельные реплики, каждая на своем языке, но вместе они предлагают зрителю понятный и увлекательный художественный диалог.

Об одном из авторов выставки — Никите Алексееве — наш рассказ.

Никита Феликсович Алексеев родился в Москве 12 января 1953 года. Довольно закрытый человек, он не склонен делиться информацией о своей личной жизни, детстве и юности с публикой. Но кое-какие значимые факты в открытых источниках все же есть. Например, круг общения родителей — Рабин, Зверев, Краснопевцев, Костаки и другие, тогда еще очень молодые, художники, поэты, коллекционеры другого искусства. Ходили друг к другу в гости, писали, рисовали, спорили, читали стихи. И ничего удивительного нет в том, что, как только позволил возраст, 11-летнего Никиту отвели учиться в Московскую среднюю художественную школу при МГХИ им. В. И. Сурикова.

В 1968 году, закончив 8 классов общеобразовательной школы и 4 курса школы художественной, Алексеев поступил на отделение промышленной графики и рекламы Московского областного училища Памяти 1905 года, альма-матер Д. Плавинского, Д. Краснопевцева, Б. Свешникова, М. Рогинского и др. К слову, лаконичный, почти графичный «документализм» Рогинского (они познакомились в 1967 году, незадолго до отъезда Рогинского во Францию) оказал довольно сильное влияние на собственный изобразительный язык Алексеева.

Второй страстью Никиты Алексеева, наряду с изобразительным искусством, стал мир книги. Книга интересовала его и как объект художественной деятельности, и как субъект — то есть собственно литературное ее содержание. В конце 1960-х он вошел в круг молодых московских поэтов А. Монастырского, Н. Паниткова, Л. Рубинштейна. В первой половине 1970-х Алексеев не раз читал свои стихи на разных «подпольных» чтениях.

В 1973 году образование Н. Алексеева продолжилось на художественно-техническом факультете Московского полиграфического института; там он, правда, проучился только три курса, потому что собственные его художественные интересы к этому времени вышли далеко за границы того, чему учили в институте.

К началу 1970-х Алексеев всерьез заинтересовался новым искусством, складывающимся в среде художников «Сретенского бульвара», в первую очередь творческими поисками И. Кабакова, И. Чуйкова. Его увлекают идеи формотворчества, использования текста и книги как самостоятельных элементов художественной выразительности. Интересно, что сам художник определяет свое раннее творчество как «абстракцию сюрреалистического толка», возникшую на волне увлечения Р. Магриттом. Примером такой «сюрреалистической абстракции» может служить серия «Поэзия вещей», которую Алексеев описывает как «дюжину или около того (сейчас уже не помню) выпиленных из оргалита и раскрашенных “обманок” — сумка-авоська с апельсинами, бутылка кефира, какая-то книжка, горка бытового мусора». Ему хотелось создать ощущение не силуэта предмета, но реально существующего объекта — такой своеобразный ready-made наоборот. «На меня сильно подействовал Андрей Монастырский, который незадолго до этого перешел от писания текстов к изготовлению объектов».

Один из важнейших этапов в творчестве Никиты Алексеева — работа в группе «Коллективные действия» в 1976–1983 годах. Основанная другом художника, поэтом Андреем Монастырским, с момента своей первой акции («Появление», 13 марта 1976 года) эта группа определяла облик и во многом формировала пути развития московского концептуализма в целом — например, в 1979-м при активном участии Алексеева начала создание Московского архива нового искусства (МАНИ). В разное время в акциях и перформансах группы участвовали Илья Кабаков, Олег Васильев, Эрик Булатов, Иван Чуйков, Всеволод Некрасов, Борис Гройс, Лев Рубинштейн, Эдуард Гороховский, Виктор Пивоваров, Леонид Соков, Франциско Инфантэ, Иосиф Бакштейн и др.

К началу 1980-х Никита Алексеева стал заметной фигурой среди молодого поколения художников неофициального искусства. В частности, Илья Кабаков поместил его в качестве одного из персонажей в свою инсталляцию «Нома, или Московский концептуальный круг» (Гамбург, 1993) — посвящение людям, сформировавшим в 1970–80-х само понятие московского концептуализма.

В 1982 году Алексеев организовал в собственной однокомнатной квартире галерею «Аптарт» (Aptart — apartment art), предназначенную для показа выставок, проведения акций и перформансов молодых художников. Здесь второе поколение неофициального искусства могло выставляться без оглядки на представителей господствующего стиля и давления авторитета столпов нонконформизма.

В 1980-х Алексеев работает сериями, создает объекты, живописные работы, осваивает различные графические техники. Его по-прежнему интересует формотворчество, он много экспериментирует с различной фактурой, смешивая на поверхности холста разные виды ткани, фольги, элементы рельефа. В живописи и графике Алексеева к середине 1980-х специалисты выделяют некоторые повторяющиеся мотивы: собака, ворона, луна, звезды, крест и т. д. В 1984 году он начинает покрывать холсты разноцветными широкими и короткими перекрывающими друг друга мазками, а также для некоторых серий использовать вместо холста столовую клеенку на тканой основе длиной до 4 метров. Оба этих нововведения со временем назовут его фирменными приемами.

В 1987 году, после падения железного занавеса, Никита Алексеев эмигрировал во Францию. Примерно с этого времени он начал подписывать свои работы псевдонимом «Алексей Никитин».

В Париже он создает преимущественно графику — и самостоятельные листы, и объекты в жанре «книга художника»; последними в начале 1990-х он занимался наиболее деятельно: участвовал в выставках, посвященных искусству книги, создал несколько альбомов-комиксов, в которых его особо привлекало естественное, органичное сосуществование изображения и текста.

В 1993 году Алексеев вернулся в Москву. Поначалу в качестве куратора провел ряд выставок современного искусства, а в 1996-м возглавил отдел культуры еженедельника «Иностранец». Редакционная деятельность закончилась в 2004 году, когда Алексеев «неожиданно для себя получил трехмесячную стипендию Фонда Иосифа Бродского в Американской академии в Риме» и уехал работать в Рим.

Из Италии в Москву он вернулся через три месяца с коробкой рисунков —серией «Поэзия вещей-2». К началу 2000-х относится и графический монохромный проект «Предсмертные рисунки»: каждый день он рисовал по одному графическому листу, представляя этот день последним в своей жизни. Всего было сделано около 1000 листов. Следующая графическая серия «Полотенце. Воспоминания о лете» была уже выполнена в цвете.

Большинство продаж художника относится к галерейным, но с недавних пор работы Алексеева появились и в аукционных каталогах. Самая крупная сделка с его работами была заключена 25 ноября 2013 года на лондонских торгах аукционного дома Sotheby’s. Тогда сет из трех рисунков 1991 года продали за 3000 фунтов (эстимейт 1200–1800 фунтов), а другой набор из четырех акварелей также 1991 года — за 2 250 фунтов.

На ближайшем аукционе «Совком» 3 апреля 2014 года лот из 4 работ Алексеева «Без названия» будет выставлен на торги с эстимейтом 120 000–180 000 рублей.

Источники: artinvestment.ru, gridchinhall.ru, gridchinhall.ru, ru.wikipedia.org, conceptualism-moscow.org, artprotest.org, artguide.com, art4.ru, azbuka.gif.ru, open-gallery.ru, russiandreams.info, АКовалев Именной указатель. М. : Новое литературное обозрение, 2005


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20140328_nikita_alexeev.html
https://artinvestment.ru/en/invest/artistofweek/20140328_nikita_alexeev.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх