- Яков Голубев, "Еловый лес"
- Оценка картин
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
Тиражная графика готовится к буму
ARTinvestment.RU 26 апреля 2016
Сегмент эстампа устойчиво растет как минимум последние 10 лет — это всем известно. Но результаты «тиражки» на апрельских торгах Sotheby’s Prints & Multiples удивили даже людей бывалых
Из прежней Золушки арт-рынка тиражная графика на наших глазах превращается в принцессу. Сегодня по меньшей мере каждая третья работа, приобретаемая на аукционном рынке, — это произведение тиражной графики. В целом за прошедшие десять лет сумма только аукционных сделок в этом сегменте выросла в два раза и превысила $220 млн в год.
А с распространением онлайн-торговли дела у эстампа еще быстрее пошли в гору. И опубликованный недавно доклад Hiscox Online Art Trade Report 2015 (совместное исследование с ArtTactic) лишний раз подтверждает то, о чем все давно догадывались. Именно произведения тиражной графики для большинства новых коллекционеров становятся первыми покупками искусства в режиме онлайн. Покупателей прельщает относительная безопасность, ценовая доступность и ликвидность. 58 % таких коллекционеров совершают относительно бюджетные покупки — до $750 за эстамп. И такие покупки люди зачастую делают несколько раз в год. 17 % коллекционеров покупают работы за $750–$1 500, 19 % — в диапазоне $1 500–$7 500, и лишь самые «пафосные» 5 % покупают «тиражку» дороже $7 500.
Бюджеты третьей и четвертой группы покупателей позволяют им бороться за лучшие эстампы уже не только на локальных аукционах и в Сети, но и на первоклассных международных торгах.
Например, на Sotheby’s Prints & Multiples 20–21 апреля 2016 года.
Судя по результатам, в этот раз там творилось нечто удивительное.
Из выставленных 280 предметов непроданными остались лишь около 40 лотов, то есть продано более 85 % каталога. При этом общие сборы двухдневного аукциона составили $8 096 188. Для сравнения: это примерно в два раза больше, чем сумма всех продаж живописи и графики на аукционном рынке России в 2015 году. Со всеми нашими дорогими Айвазовскими, Дейнеками и Кабаковыми вместе взятыми.
Действительно, цены уму непостижимы. Покупатели платили сотни и десятки тысяч долларов за большие и безумно большие тиражи. Линогравюра «Портрет молодой девушки» Пабло Пикассо была напечатана тиражом 50 экземпляров, но результат тем не менее — $694 000. Может, покупатель знал обо всём тираже или вообще об этом конкретном эстампе что-то, чего другие не знали? Может, все остальные экземпляры постигла незавидная участь? Вряд ли.
Такая же история произошла с эстампом Роя Лихтенштейна «Обнаженная с голубыми волосами». Да, вещь эффектная. И тираж для Лихтенштейна — естественная стихия. Но позвольте, точно таких же эстампов существует 40 экземпляров. Как в таком случае лист может стоить $494 000? Почти полмиллиона! А вот может, оказывается.
На третьем месте по цене на апрельском аукционе оказался Уорхол с альбомом из 10 литографий «Ковбои и индейцы». Его продали за $322 000. Догадайтесь, сколько еще таких альбомов было выпущено? Судя по цене, 10? Нет, правильный ответ: 250!
Завершает нашу подборку на тему «Куда катится этот мир?» альбом иконы нью-йоркского неоэкспрессионизма Жана-Мишеля Баскии — без названия, включающий 4 шелкографии. Тираж по сравнению с 250 экземплярами его друга, соратника и соавтора Уорхола, небольшой — всего 85 экземпляров. За шелкографии Баскии отдали почти $300 000. Вдвое выше верхнего эстимейта. Понятно, вещи яркие и эффектные. Да вот только год выпуска у них — 2001: Баския к тому времени уже 13 лет лежал в могиле. А авторизованный тираж выпустил Фонд наследия Баскии совместно с какой-то галереей. Кто скажет, что такой тираж нельзя выпустить с подписью Баскии, будет посрамлен. На тираже стоит подпись Баскии. Но только не Жана-Мишеля, а Джерарда Баскии, управляющего Фонда.
Отдельно — о наших. Конечно, профильный аукцион тиражной графики не может обойтись без литографий Марка Шагала. Их и на сей раз было море. Продавались они хорошо. И по сравнению с Пикассо — недорого. В ценах на Шагала счет обычно шел на тысячи и реже десятки тысяч долларов. Точнее, в диапазоне $6 000–20 000 за отдельные листы. В альбомах же могло получаться и дешевле. Так, в числе самых привлекательных лотов можно отметить альбом «Исход», состоящий из 24 литографий. За него заплатили $21 250, то есть в пересчете получается $885 за лист. Каждый лист подписан карандашом. Тираж большой, 250 экземпляров, но для перепродажи в розницу идеальный вариант.
Самой же дорогой литографией Шагала, проданной на апрельских торгах, стал лист «Фазан» 1966 года. Красивая и малотиражная вещь (чуть ли не 7 экземпляров всего). Покупателю, очевидно, повезло. При эстимейте $30 000–50 000 «Фазана» удалось купить за $20 000. Классический пример того, что не стоит пугаться высокого эстимейта. Даже когда кажется, что борьба непосильна, все равно стоит делать минимальную ставку. Даже сильно ниже эстимейта. Иногда такие вещи неожиданно срабатывают.
Завершая с Шагалом, напомню один лайфхак: аукционные цены на произведения Марка Шагала на нашем портале можно посмотреть бесплатно и без регистрации, в рамках пробного доступа.
Если с Шагалом тиражная графика ассоциируется прочно, то литографии отца абстракционизма Василия Кандинского на аукционах встречаются реже. Впрочем, их довольно много. На этот раз Sotheby’s продал литографию Василия Кандинского «Черные линии» 1924 года за $8 750. Она маленькая, монохромная, но очень узнаваемая. Да и тираж небольшой — всего 50 экземпляров.
Теперь о самых доступных лотах. Вы удивитесь, но в числе самых доступных оказались произведения Роберта Раушенберга и Огюста Ренуара. Литография одной из главных фигур в поп-арте была продана за $1 250. Красивая, и тираж не сногсшибательный — 100 экземпляров. А вот результат Ренуара — $875 за портрет маршана Амбруаза Воллара — можно объяснить как раз тем, что эта литография не редкость. Она напечатана тиражом 1 000 экземпляров.
Что осталось непроданным? Сильно разбирающиеся люди наверняка смогут обосновать отрицательный результат по каждой из 40 непроданных позиций. Но ничего общего в глаза не бросается. Коллекционеры обращают внимание на имя, редкость предмета (косвенно — тираж), декоративную составляющую, адекватность цены. Среди непроданных было много не самых известных имен, но там же оказались вполне симпатичные вещи Пикассо, Макса Бекманна, Тулуз-Лотрека и Зигмара Польке. Просто в этот раз не повезло.
Рост интереса к тиражной графике — это не заморский феномен. В наших широтах эстамп первых имен тоже востребован у покупателей. Например, почти каждую неделю мы продаем тиражную графику Оскара Рабина (линогравюры стоят 30 000–40 000 рублей) и Владимира Немухина (25 000–90 000 рублей). По статистике других русских аукционов, в число самых ликвидных произведений внутреннего аукционного рынка входят офорты передвижника Ивана Шишкина, его тиражная графика продается в подавляющем большинстве случаев в диапазоне 20 000–70 000 рублей.
В целом, по моим наблюдениям, спрос на тиражную графику есть всегда, и ограничивается он только ценой. В диапазоне до 40 000 рублей первые имена уверенно находят покупателей. Дальше дело идет сложнее, но идет.
Аукционным домам эстампы как бизнес (ради денег) не шибко интересны: на продаже одного листа они зарабатывают 3 000–10 000 рублей, а организационной работы с этим листом будет столько же, сколько с дорогой живописью. Зато доступная тиражная графика выполняет важную маркетинговую функцию — она обеспечивает ассортиментное разнообразие и улучшает статистику продаж в лотах, что, в свою очередь, важно для привлечения сдатчиков. И конечно, недорогая тиражная графика первых имен привлекает начинающих коллекционеров, дает им возможность втянуться в торги. Посоветовать же начинающим коллекционерам можно только следующее: ориентироваться на листы первых имен, обращать внимание на ликвидность, проверять сохранность, подлинность и не переплачивать. Все-таки тиражная графика задумана ради доступности и не должна конкурировать по цене с оригинальными рисунками тех же авторов.
Что еще почитать по теме на ARTinvestment.RU:
Топ-10 тиражной графики — 2015. Цены первого полугодия;
Что означают символы на эстампах. Интервью с Валерием Силаевым;
Чем хороша графика в сложные времена?
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20160426_prints.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20160426_prints.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Яков Голубев, "Еловый лес"
- Оценка картин
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год