Русское искусство на чужбине — 2. Чего ожидать от лондонских торгов в июне 2015-го
ARTinvestment.RU   26 мая 2015

Некоторые коллекционеры заранее жалеют, что в этот раз решили ехать. Аукционы стараются как могут, но вот уже который раз им не удается предложить столь же интересную подборку, как в былые годы

На носу очередная «русская неделя». Лоты — новые, тенденции — старые. Постоянные читатели, не сердитесь, что местами придется повторяться: происходящее с «русскими торгами» было довольно детально проанализировано в нашем прогнозе для прошлых русских торгов «Русское искусство на чужбине. Как в этот раз сложится в Лондоне?». И фундаментально ничего не изменилось.

Итак, чего ждать?

Как вы догадались, лучше не становится.

Некоторые коллекционеры откровенно сетуют: дескать, зря в этот раз решили ехать. В Лондон в июне их зовет главным образом привычка, давно сверстанные планы, а еще приятные и полезные встречи в британской столице. Но никак не сами лоты. Каталоги июньских русских торгов в Лондоне у грандов в целом опять вышли довольно слабыми. Можно спорить, что именно стало тому виной: то ли кризис, то ли прогрессирующий дефицит, то ли фундаментальное снижение интереса к русскому искусству среди богатых русских коллекционеров, то ли все вместе. Я думаю, что последнее. Но какова бы ни была первопричина явления, ясно, что на фоне депрессивного рынка сдатчики не спешат расставаться с шедеврами по новым ценам. Аукционы же стараются как могут, но вот уже который раз им не удается предложить интересную подборку.

Интересную, конечно, с оговоркой. Имеется в виду интересную по лондонским меркам, а не по московским. Наоборот, для любого московского аукциона подобный набор имен в каталоге считался бы чуть ли не выдающимся. Спорить нечего: по качеству предложения лондонские торги даже в тяжелые времена остаются лучшими. Уже не теми, что раньше, но все равно лучшими. Пусть с каждым годом перспектив в этом направлении все меньше, но ранее наработанных связей устроителям хватит, чтобы еще несколько сезонов поезд «русских торгов» ехал по инерции.

А куда ж делись шедевры? В значительной степени кончились, то есть надолго осели в новых собраниях. Кроме того, известно, что работы русских художников международного значения аукционы уж несколько лет как перевели на престижные торги «импрессионистов и модернистов». Туда же переместились сверхбогатые русские коллекционеры, поближе к гончаровым и шагалам. Ну а прежде блиставшие роскошью «русские торги» оставили в календаре для очень привыкших к ним покупателей: авось со временем еще наладится.

Теперь по порядку про предстоящий лондонский июнь.

«Русскую неделю» в первый день лета начнет Christie’s Russian Art. Раздел живописи и графики у него в этот раз особенно компактный, пожалуй даже крошечный. Самый высокий эстимейт устроители присвоили «Американским судам у скал Гибралтара» Ивана Айвазовского. Почти полутораметровый холст оценен в $3–4 млн (торгуют все в фунтах, но для удобства привожу все цифры в долларах; доллар дешевле фунта примерно в полтора раза). Лично я совсем не уверен, продадут ли этого Айвазовского. Работа большая, с морем, но все-таки в декоративном смысле довольно обычная. Хотя вру: есть один нюанс. Дело в том, что в период 2007–2012 «Американские суда…» были официально самой дорогой картиной Айвазовского, пока их не сместил c первого места «Вид Константинополя и Босфора» (см. «Самые дорогие картины русских художников»). Уйдет ли теперь? Полной уверенности нет. Айвазовского на торгах довольно много все последние годы. Вероятно, если уйдет, то цена скорее будет чуть ниже эстимейта, где-нибудь $2,5 млн.

Несмотря на высший эстимейт у Айвазовского, топ-лотом Christie’s я бы назвал совсем другую вещь — красивую «Арсенальную гору ночью» кисти Нико Пиросмани. Работа большая, душевная, с историей (в 1957 году Союз писателей подарил ее Луи Арагону на его шестидесятилетие). Работа это тоже известна на аукционном рынке, она дважды выходила на торги: в 2007 году ее купили на Sotheby’s, а тремя годами позже перепродали на другом аукционе в Лондоне за $1,5 млн. Сейчас эстимейт в пересчете примерно такой же — $1,25–1,87 млн. Казалось бы, при таком раскладе уход можно прогнозировать в районе верхней границы в $2 млн. Все-таки работы Пиросмани слишком редко появляются на торгах, сюжет очень хороший, и вообще художник для многих наших и бывших наших людей легендарный. Но… только для наших. И в этом проблема. В мире имя самоучки Пиросмани не на слуху. В то время как $2 млн — это деньги, с которыми можно приобретать уже первые имена мирового значения. Так что прогноз в текущих условиях — $1,25–1,5 млн, скорее даже 1,25. Вещь музейного уровня, но и деньги немалые.

Что еще в этот раз есть у Christie’s? Возможно, интерес выше обычного вызовет Рерих. Да, Рериха сейчас предлагают на разных аукционах много, как и Айвазовского. Аномально много. Но у Christie’s есть вещь, выделяющаяся на общем фоне, — «Белое и горнее» 1924 года. Это большая красивая темпера, за которую просят примерно $0,8–1,1 млн. Сейчас такая оценка кажется слишком внушительной, учитывая, что Рериха в изобилии будут предлагать и конкуренты. Ну, будем надеяться — например, на $0,8 млн. Темпера эта, кстати, с неплохим провенансом: она поступила на торги из нью-йоркского музея Николая Рериха, где находилась с 1973 года.

Шестидесятников и актуальное искусство Christie’s (в отличие от Sotheby’s) не жалует, в каталоги включает редко и мало. В этот раз есть Рухин, Ситников, а высший ценовой сегмент послевоенного неофициального искусства на Кинг-Стрит в одиночестве представляет Олег Целков. За исполинский холст (2,4 метра в высоту) «Завернутый» 1979 года устроители назначили эстимейт в диапазоне $156–234 тыс. Мое мнение: цена будет ниже эстимейта или на уровне его нижней границы примерно в 160 тысяч долларов. Почему? С одной стороны, работа многократно репродуцировалась, участвовала в парижском Салоне в 1980 году. В Москве недавно прошла важная выставка Целкова. Да и просто вещь красивая. С другой стороны... в ноябре 2008 года этого Целкова продали на Sotheby’s примерно за $95 тыс. Кто-то скажет, что с тех пор прошло 8 лет и немало воды утекло. Воды-то много, но цены на шестидесятников за это время не выросли как того хотелось бы.

На следующее утро после Christie’s начнутся торги Sotheby’s Russian Pictures. Их «русский каталог» в части живописи и графики получился гораздо разнообразнее конкурентов и вполне демократичным по ценам. Эстимейты начинаются от $1,5 тыс. Sotheby’s гораздо смелее включает в ассортимент работы шестидесятников и «актуальщиков» — представителей ультрасовременного искусства. Покупателям, в частности, будут предложены работы Георгия Гурьянова ($74–104 тыс.), Сергея Браткова, Владислава Мамышева-Монро, Олега Кулика, Арсена Савадова.

Но топ-лот все равно и у них Айвазовский. Даже такого же размера, что и у Christie’s. Моря, правда, в кадр композиции «Вечер в Каире» попало поменьше (это недостаток). Зато эстимейт на целый миллион ниже — $2,2–3 млн. Я бы поставил (в переносном смысле) на результат $2,5 млн — чуть выше нижней границы эстимейта.

Примерно те же ценовые ожидания есть у экспертов Sotheby’s по отношению к работе Алексея Саврасова «На Волге возле Юрьевца» 1870 года. Это огромный холст музейного размера — более двух метров по горизонтали. А сюжет знаковый для каждого бывшего советского школьника — бурлаки. Все мы помним, конечно, репинских, но саврасовские ничуть не хуже. Если холст уйдет за запрашиваемые $2,5 млн, то это будет хорошо. Настораживает лишь то, что таких цен на Саврасова отродясь не было. Его аукционный рекорд — $1,4 млн. Впрочем и работ такого класса ранее ведь не выставлялось. И бурлаки вполне заслуживают того, чтобы установить рекорд для творчества художника.

С шестидесятниками у Sotheby’s в этот раз тоже неплохо. Есть даже первые имена, известные на международном уровне: Эрик Булатов, Олег Васильев. Не хватает разве что Кабакова, которого теперь предлагают на тематических аукционах рангом выше.

Из нескольких предлагаемых работ концептуалиста Олега Васильева картина «Где ты?» не самая дорогая, но самая русская по духу. Такой тонкий рафинированный сплин. Думаю, что ее купят, тем более что эстимейт не заоблачный — $118–178 тыс. Хоть по нижней границе, но картина должна уйти к новому владельцу.

Чуть дешевле оценены «Газеты» Владимира Вейсберга 1965 года. Кураторы не любят, когда его называют «русским Моранди», но сходство есть, и коллекционеры зря называть не будут. На аукционе есть также более ранняя и более дорогая вещь Вейсберга. Но, по-моему, «Газеты» заметно лучше — зрелое фирменное «белое на белом», никаких вопросов. Это как раз то, что ждут все коллекционеры. Интерес к Вейсбергу, вероятно, будет выше обычного. Уж очень многим в Москве запомнилась его выставка, устроенная фондом In Artibus, которая завершилась в марте. Я бы ждал Вейсберга на отметке в $120 тыс. Раньше могло бы быть и $200 тыс. Но нонеча не то, что давеча. Увы.

Почему Sotheby’s особенно заслуживает добрых слов, так это потому, что без снобизма относится к качественному современному русскому искусству. Да, он рискует в известном смысле, комиссия получается небольшая, не та, к которой аукцион привык. Но не опускает руки, последовательно гнет свою линию, молодец. Вот, например, лот 169 — двухметровое «Шоссе» Виноградова и Дубоссарского с эстимейтом $15–22 тыс. Это 2005 год, поздняя и не самая ценная по меркам их периодности. С другой стороны, вещь безупречная по качеству, философская, очень декоративная — следующий этап после «искусства на заказ». $22 тыс. — верхний эстимейт. Можно предвидеть превышение — например, до $30–40 тыс. К слову, аукционный рекорд Виноградова и Дубоссарского держится с 2007 года. С результатом $263 тыс. за картину «Ночной фитнесс» они остаются самыми дорогими художниками в сегменте актуального (ультрасовременного) искусства. Рекорд был установлен тоже на Sotheby’s.

Из других особо приглянувшихся работ — скульптура из серии «Хлеба» Анатолия Осмоловского. Структура ржаного хлеба в контуре иконы — очень известная его серия. Sotheby’s выставит новую, 2014 года, версию «Хлебов» с эстимейтом $6–9 тыс. В принципе, это на уровне московских галерейных цен, только при следующей продаже в провенансе появится «приобретено на Sotheby’s». А это уже совсем другой коленкор.

Это все будет 2 июня.

А 3 июня в 14:00 на Нью-Бонд-Стрит начнется Bonhams.

Этот аукцион не так давно проводит «русские торги», но стартовал в свое время очень эффектно. Помню, как в первые «русские торги» Bonhams представил образцовую коллекцию шестидесятников по очень привлекательным ценам. Но низкие цены прочат низкую комиссию (мы по себе знаем), поэтому Bohnams тоже постепенно сосредоточился на классике. На сей раз его топ-лот — «Портрет Григория Ге в образе Мефистофеля» кисти Ильи Репина. Этот Ге — племянник знаменитого художника Николая Ге, ставший актером петербургского Александринского Театра (ныне Российский государственный академический театр драмы им. А. С. Пушкина). Небольшой выразительный портрет с положенной бесовщинкой во взгляде оценен в $230–280 тыс. Мой прогноз — посередине, $250 тыс.

Конечно, у Bonhams, как и у всех, есть свой Рерих. Среднеразмерный (меньше метра по горизонтали) холст «Гималаи» несколько уступает конкурентам по декоративным качествам. Его надо внимательнее рассмотреть живьем. Но зато и по эстимейту он меньше в два раза — $390–470 тыс. За $390 тыс., возможно, его и купят. Хотя с таким обильным предложением Рерихов, как на этот раз, я бы не стал уверенно предполагать.

Теперь о любимых шестидесятниках. Например, Оскар Рабин представлен на Bonhams работой «Сирень» 1964 года. Хороший нейтральный сюжет, ценный период (работы Рабина, сделанные до эмиграции, ценятся выше парижских). Про то, как покупать Рабина ARTinvestment.RU недавно писал в статье «Инвестиции в Оскара Рабина. Чему отдать предпочтение?». Так вот вещь на Bonhams как по учебнику: тема, размер, год — все при ней. Объявленные $12–16 тыс. — эстимейт весьма скромный. Еще недавно работы такого класса стоили $60 тыс. Сейчас не меньше $35–40. Так и запишем.

Аукцион коллекционера и знатока Максима Боксера состоится днем раньше Bonhams — 2 июня. Я не сбился со счета, просто Maxim Boxer Auction нужно рассматривать отдельно. Дело в том, что он выступает в особом жанре — кураторского тематического аукциона. Здесь во главу угла ставятся не деньги и не инвестиции. Это скорее разновидность интеллектуального удовольствия, ответ «новым лондонцам» на вопрос «что у вас там новенького, в Москве?». Каталог Maxim Boxer — это хорошее, но не пафосное современное искусство, отобранные лично устроителем вещи, предлагаемые за весьма небольшие деньги. То есть совсем небольшие, от $250.

Тема третьего по счету аукциона Боксера — Cartoonlike. Перевести можно как «Мультяшное» или, точнее, «Мультфильмоподобное». Звучит странно, но, как увидите пару вещей, сразу поймете. 78 лотов «мультяшного» — это работы условной фигуративности, искусственной, схематичной, далекой от реализма. Где, с одной стороны, все понятно и похоже, но в то же время не Левитан и не Саврасов. Художники все на слуху — Дамир Муратов, Василий Слонов, «Синие носы», Батынков, Татьянин и др. С фрондой, иронией, все себе на уме. Один из самых дорогих лотов — 34 акварели «Путь кошки» концептуалиста Никиты Алексеева. Эти рисунки 2011 года предлагаются с максимальным эстимейтом $5,4 тыс. В пересчете это $225 за лист оригинальной графики. Чем плохо? Это заметно ниже внутренних галерейных цен. За такие деньги многие бы не отказались повесить на стену рисунок Алексеева. Кроме оригинальной графики, у Боксера есть и тиражная. Так, лист «Помнишь Марию?» из альбома литографий Павла Пепперштейна «The Gun & The Heart» предлагается с ценовым ориентиром $700–1000. На аукционе AI в прошлом году покупательнице такой лист достался за чуть меньшие деньги ($422 в пересчете). Но то было тогда. Добавлю, что литография это большая и на стене смотрится очень эффектно, проверено. Где Пепперштейн, там и Сергей Ануфриев. Его творчество представлено гербами «мультипликационных» персонажей — Буратино, Мойдодыра, Винни-Пуха и пр. Рисунок с гербом Буратино оценен устроителем в $1,2–1,9 тыс. Вполне посильно широкому кругу покупателей, было бы желание.

Всем искренне желаю, чтоб побольше разошлось по новым владельцам и коллекциям. Все, кто продолжает сегодня продавать и покупать русское искусство, заслужили свою порцию удачи. Хороших продаж и покупок!


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20150526_prognoz.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20150526_prognoz.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх