- Яков Голубев, "Еловый лес"
- Оценка картин
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год
Арт-рынок: выживание в кризис
ARTinvestment.RU 18 марта 2015
Универсальный рецепт нам не ведом, зато мы можем поделиться собственными наблюдениями и гипотезами о том, что реально помогает в кризис
Сразу предупредим, что универсальный волшебный рецепт, который гарантированно поможет каждому участнику рынка искусства обрести уверенность в завтрашнем дне, нам, к сожалению, не ведом. Сами бы его послушали. Но зато мы можем поделиться другим сокровенным: собственными наблюдениями и гипотезами о том, что реально помогает в кризис.
Полигоном для наших наблюдений стал в первую очередь собственный аукцион ARTinvestment.RU, еженедельно дающий новую порцию информации о поведении покупателей. Ценно в этой ситуации именно то, что мы наблюдаем еженедельное «голосование рублем». Правда, нужно оговориться, что основной массив продаж у нас приходится на ценовой диапазон менее одного миллиона рублей. В сделках на десятки миллионов могут действовать иные законы, мотивы и причуды, поэтому эти ситуации мы выводим за скобки, не рассматриваем.
Прежде чем переходить к вопросам выживания, важно понять, как наши покупатели среагировали на кризис. По итогам первого кризисного года можем зафиксировать следующее:
1. Желание покупать искусство даже в кризис не пропало. У коллекционеров проявляется «абстинентный синдром», если на стенах перестают появляться новые произведения. Спрос сегодня есть, но…
2. …у большинства пропали прежние возможности. Это разве что в высших сферах в кризис богатые богатеют, а бедные беднеют. А на нашем участке рынка у большинства покупателей рублевые доходы не увеличились. Остроумная идея, что продавцы всех перехитрят и рынок быстро уйдет в доллары по старому курсу, оказалось иллюзией. Долларовые резервы действительно появились, но покупатели настроены на снижение долларовых цен вдвое. Вот прямо так — вдвое.
3. Заметная часть покупателей не скрывают, что покупают не для инвестиций, без явных планов перепродажи с прибылью. В лучшем случае руководствуются мотивацией «пусть останется детям». Но при этом…
4. ...большинству покупателей в кризис стало особенно важно, чтобы вещь была ликвидной, т. е. чтобы предмет можно было быстро продать, путь даже с потерями. В случае чего. Это объясняет, почему на нашем аукционе стихийно сформировался своеобразный пул авторов-бестселлеров. Возможно, это некоторая самораскручивающаяся история: люди покупают то, на что есть покупатели. И не зря.
5. Выросли требования к качеству работ. По нашему опыту, слабые и незаконченные вещи, наброски и этюды авторов даже с громкими именами сейчас почти не интересуют массового покупателя.
6. Повысилась требовательность среднего покупателя: к месту покупки, к экспертизе, к цене. Речь идет о том, что за последние полгода арт-рынок окончательно превратился из рынка продавца в рынок покупателя. Именно покупатели сегодня диктуют условия, клиент становится дорог. И наряду с фундаментальными критериями покупки (авторитетная экспертиза, рыночность цены) все большее значение стали иметь комфорт сделки, компетентность продавца, уделяемое внимание и удобство места покупки.
Ситуация понятна. Теперь вопрос: что же в нынешних условиях нужно для выживания? Наши предположения таковы:
1. Адаптировать ценовую политику в соответствии с изменением покупательной способности населения. Деваться некуда: либо запускать торговлю на новых ценовых уровнях — практически по докризисным ценам в рублях (или вполовину долларовых — как угодно), либо переводить бизнес на hold.
2. Съезжаться — переводить точку продажи в места, где есть самотек покупателей. Речь об арт-кластерах. В дополнение к старым (галереи ЦДХ, Винзавод и пр.) сейчас открываются и новые. Расположенные вне таких зон галереи, куда нужно ехать только ради них самих, на наш взгляд, менее конкурентоспособны.
3. Активнее эксплуатировать Интернет. Во всех смыслах. От представления товара и цен до оперативной обратной связи и взвешенной рекламной активности в этом канале. Времена «директора нет на месте, оставьте номер, вам перезвонят» стремительно проходят.
4. Расширять специализацию. Адаптация под спрос потребует более гибкого отношения к вопросу традиционной специализации галереи или аукциона. Понятно, что это сложно. Если 15–20 лет галерея или аукцион фокусировались на классике, наращивали компетенции и позиционировались соответствующим образом, то начинать торговать шестидесятниками или актуальщиками — тот еще вызов. С другой стороны, если качественный материал «вымыт», а новым коллекционерам нужен ассортимент, то вариантов нет — жизнь заставляет расширять кругозор.
5. Заморозить бизнес до лучших времен. А почему нет? Тоже решение. Закрыться, законсервироваться, повторять мантру «картины есть не просят» — это тоже стратегия. Но и риски понятны. Стоит исчезнуть — поползут слухи. Да и потом возвращаться тоже бывает непросто, клиентура за время простоя переключается на другие каналы поставок.
Тут нет ничего стыдного. Все так живем: пробуем, ищем варианты. Вероятность того, что кризис — это ненадолго, слишком мала. Значит, будем приспосабливаться. В конце концов, кто выжил — тот и молодец.
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20150318_crisis.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20150318_crisis.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
Топ 29
- 1. Леонардо да Винчи$450,3 млн
- 2. Пабло Пикассо$179,4 млн
- 3. Амедео Модильяни$170,4 млн
- 4. Ци Байши$144 млн
- 5. Френсис Бэкон$142,4 млн
- 6. Альберто Джакометти$141,3 млн
- 7. Эдвард Мунк$119,9 млн
- 8. Клод Моне$110,7 млн
- 9. Жан-Мишель Баския$110,5 млн
- 10. Энди Уорхол$105,5 млн
- 11. Рой Лихтенштейн$95,4 млн
- 12. Эдвард Хоппер$91,87 млн
- 13. Джефф Кунс$91,075 млн
- 14. Дэвид Хокни$90,3 млн
- 15. Роберт Раушенберг$88,8 млн
- 16. Густав Климт$87,9 млн
- 17. Марк Ротко$86,9 млн
- 18. Казимир Малевич$85,81 млн
- 19. Барнетт Ньюман$84,2 млн
- 20. Винсент ван Гог$82,5 млн
- 21. Анри Матисс$80,7 млн
- 22. Огюст Ренуар$78,1 млн
- 23. Питер Пауль Рубенс$76,7 млн
- 24. Константин Брынкуши$71 млн
- 25. Сай Туомбли$70,5 млн
- 26. Фернан Леже$70,06 млн
- 27. Виллем де Кунинг$68,9 млн
- 28. Чжао Уцзи$65,2 млн
- 29. Поль Сезанн$60,5 млн
- Яков Голубев, "Еловый лес"
- Оценка картин
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
- Величко Николай Петрович (1932-1992) Натюрморт 1981 год