Итоги — 2014. Главные по русскому искусству мировые аукционы
ARTinvestment.RU   30 января 2015

Какие из зарубежных аукционов сильнее всего влияют на рынок русского искусства? Кто больше всех продал русского искусства за год?

Основные итоги прошлого года мы уже подвели. В частности, специалисты ARTinvestment.RU уже построили рейтинги самых дорогих картин на наших аукционах, отдельно русских картин на зарубежных аукционах, рассчитали объем продаж сегмента ИЗО на внутреннем рынке, а заодно составили список аукционов — передовиков русского рынка. Получается, вопросов осталось не так уж много. Один из самых интересных — какие из зарубежных аукционов сильнее всего влияют на рынок русского искусства, другими словами, кто больше всех продал русского искусства за год?

В этот раз мы решили ограничиться подсчетом итогов только для четырех главных аукционов, которые участвуют в «русской неделе» в Лондоне (из Нью-Йорка «русская неделя» давно ушла). Формальный недостаток этого подхода в том, что так мы разом выводим за скобки отдельные шедевры русских художников мирового значения. Как известно, лучшие вещи Шагала, Кандинского, Сутина, Ротко и ряда других художников орбиты русского искусства давно уже не предлагают на «русских торгах». С другой стороны, без них как раз получается более реалистичная, приземленная картина. Ибо Ротко — это конечно глыба, но на рынок русского искусства его регулярные успехи, стоит признать, не влияют. Да, еще ДПИ и иконы мы тоже исключили из расчета — оставили только продажи живописи, графики и скульптуры. Фунты переведены в доллары по курсу 1,6. И вот, что получилось по аукционам — «русской недели» в 2014 году.

1-е место — Christie’s: 57 137 760 долларов
2-е место — Sotheby’s: 48 645 480 долларов
3-е место — MаcDougall’s: 26 729 723 доллара
4-е место — Bonhams: 5 706 000 долларов

Итого 138 218 963 доллара. Для сравнения: объем всего внутреннего аукционного рынка в России в 2014 году в том же сегменте ИЗО составил 14 миллионов долларов — почти в 10 раз меньше.

В 2014 году покупательская активность в сегменте русского искусства продолжила снижаться. Все было против нас: внешнеполитическое давление, создающее нервозность у покупателей, болезненные экономические санкции, снижение цен на нефть и — собственно на арт-рынке — фундаментальная переоцененность русской классики второго ряда. Все чувствовали, что что-то происходит. Но то, что случилось на «русской неделе» в ноябре 2014 года, поразило даже скептиков: гранды «русских торгов» не смогли заинтересовать покупателей своими каталогами. Все стало понятно, когда 24 ноября на аукционе Sotheby’s Important Russian Art (то есть на аукционе шедевров) продали лишь 12 из 37 (32,4 %) лотов каталога,. Дальше чуть выправилось, но все равно главные лондонские площадки с трудом распродали лишь 35–55 % каталога вместо прежних 80 %.

Пожалуй, самый высокий процент продаж в прошедшем сезоне показал новичок русской недели — аукцион Maxim Boxer. 25 ноября 2014 года его тематические торги «Метафизика» с упором на шестидесятников и современных художников показали результат 67,7 % (40 из 59 лотов). Справедливости ради отметим, что средний чек на молодом аукционе составляет пока около 2 800 долларов, тогда как средняя цена проданного русского лота у Sotheby’s без малого 208 000 долларов, а у Christie’s — почти 430 000 долларов.

Как дальше все будет развиваться? Да примерно так же. Какие-то форматы продолжат угасать. И наоборот, новые участники не без успеха будут пробовать проводить свои «русские торги» (как это сделал в 2014 году парижский ADER). Но так, как было раньше, уже не будет никогда. Ведь успех «русских недель» 2003–2008 годов был в значительной степени обусловлен фактором новизны (ух ты, можно купить искусство!), недооцененностью целых направлений, а также огромным количеством шальных денег на фоне благоприятной экономической конъюнктуры. Но не только. «Русские торги» были в фокусе мировой прессы, отражением интереса к стране и ее потенциалу. То есть про тематические торги искусством Океании в центральных СМИ не писали, а про искусство России было интересно почти всем. Теперь мода поменялась, ручей шедевров обмелел, и «русские торги» постепенно превращаются в регулярные региональные — торги для русских искусством, которое интересно только им. Процесс этот начался 6 лет назад и продолжает идти. Сытные 80 % постепенно превращаются в 35–55 %. Рынок будет адаптироваться к новым условиям, но об активности участников и динамике цен образца 2003 года, думаем, можно забыть уже навсегда. Нет больше ни шедевров в таком количестве, ни покупателей, столь эмоционально реагирующих на искусство.

Тем не менее соотношение между лондонским и московским аукционными рынками 10:1 свидетельствует о том, что Лондон в разумной перспективе не утратит статуса главной площадки по русскому искусству. Наверное, соотношение это будет меняться в пользу Москвы. Но все равно это вопрос не пяти и даже не десяти лет. Да еще если, тьфу-тьфу, не произойдет чего-то экстраординарного.

Здесь мы, было, собирались ставить точку. Но, черт возьми, не выходит из головы этот феномен десятикратного превосходства лондонского аукционного рынка русского искусства над московским. Почему там торговать настолько лучше, чем здесь? Понятно, что есть какие-то обстоятельства, изменить которые не в нашей власти, включая доверие к государству. Но кто мешает для себя же и для своих же аукционов подправить инвестиционный климат? Ну не Обама же с Кэмероном нам с аукционами вредят?

О том, как конкретно можно повысить конкурентоспособность нашего рынка искусства, мы уже не раз писали (см. на AI, например, «Как нам реорганизовать “искрын”»). Напомним наши ключевые предложения.

1. Распродать с аукционов дубли и второстепенные вещи, похороненные в запасниках музеев. Этот шаг позволит насытить рынок.

2. Либерализовать не только ввоз (это уже сделано), но и вывоз произведений искусства. Это успокоит покупателей.

3. Ввести обязательное страхование экспертов, как это уже сделано у оценщиков. Разработать федеральные стандарты и оценки культурных ценностей, и экспертизы. Все это повысит доверие покупателей.

Новая кризисная ситуация требует и корректировки налогообложения. Большинство российских аукционов, по сути, предприятия малого и среднего предпринимательства. Для них тоже не грех подумать о налоговых каникулах и других мерах стимулирования.

Если всем этим не заниматься, то мы просто обречены спотыкаться и догонять британцев еще десятки лет. А про успехи русского искусства продолжать читать в отчетах Guardian…

По теме читайте на AI:
Итоги — 2014. Аукционы — передовики русского рынка.
Итоги — 2014. Самые дорогие художники орбиты русского искусства в мире.
Итоги — 2014. Топ-10 работ на аукционах в России.
По следам «русской недели» в Лондоне.
Рынок искусства для поколения Z


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/analytics/20150130_art.html
https://artinvestment.ru/en/invest/analytics/20150130_art.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх